бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ПЕРСОНАЛ
Диагностика команд и рабочих групп.

Простые методы, которые можно использовать без специального образования

Новая рабочая культура концентрируется на людях и их развитии как человеческом капитале. Она также характеризуется улучшением и усилением коммуникации и обменом информации как средствами увеличения производительности труда. Однако, увеличение производительности труда не есть только категория отдельной личности, необходимо формирование групповых усилий для достижения максимально возможного результата. В этой связи возникает проблема формирования оптимальной рабочей группы, которая за счет коллективных усилий достигает максимальной производительности труда.

Формирование оптимальной рабочей группы – поэтапный процесс, одним из элементов которого является диагностика. В качестве инструмента диагностики служит вопросник. Этих вопросников множество, и, начиная публикацию данного цикла статей, мы предполагаем, что читатель знаком с некоторыми из них, позволяющих диагностировать состояние команды, или рабочей группы. Публикуемые ниже материалы отличаются тремя параметрами:

· Их можно использовать без специального дополнительного образования,

· Вопросники структурированы, т. е. узко специализированы. Каждый из публикуемых вопросников посвящен определенной теме, но принадлежит одной предметной области – диагностике команды

· Вопросники носят блочный характер, т.е. легко адаптируемы неспециалистом к нуждам своей организации

Начнем с первого вопросника, посвященного анализу зрелости группы. Дадим его краткое описание:

Цель

Оказание помощи менеджменту организации оценить поведение группы по 10 аспектам групповой динамики и проанализировать поведение членов группы в контексте выполнения ими индивидуальных заданий, нацеленных на групповой результат

Описание

Применяется шкала рейтинга поведения группы

Достоверность

В описании вопросников применены очень простые формулировки, позволяющие исключить двойственность толкования

Администрирование вопросника

Возможно самостоятельное заполнение, или при координации менеджером по персоналу. Время не ограничивается в зависимости от возможности группы

Применение

При построении команд и рабочих групп. При улучшении организационного климата. Уровень иерархии управления при применении вопросника не ограничен

Обработка вопросника

Прямое суммирование для выведения средних значений и процентов. Предполагается анализ отклонений средних значений от ответов конкретных индивидуумов.

Инструкции по заполнению вопросника.

Каждому члену группы по результатам работы группы следует проставить по 5-ти балльной шкале свою оценку деятельности группы.

Блок 1. Определение зрелости группы в целом.

Группа, в которой я работаю:

1. Имеет адекватные механизмы получения обратной связи в процессе работы:

Плохие механизмы обратной связи

1 2 3 4 5

Среднее

Хорошие механизмы обратной связи

2. Имеет адекватную процедуру принятия решений

Плохую процедуру принятия решений

1 2 3 4 5

Среднее

Хорошую процедуру принятия решений

3. Имеет чувство «локтя»

Низкое чувство локтя

1 2 3 4 5

Среднее

Высокое чувство локтя

4. Имеет гибкую структуру и процедуры работы

Негибкая структура группы и процедуры ее работы

1 2 3 4 5

Среднее

Гибкая структура группы и процедуры ее работы

5. Имеет способность к максимальному использованию ресурсов членов группы

Низкое использование ресурсов членов группы

1 2 3 4 5

Среднее

Высокое использование ресурсов членов группы

6. Имеет ясную коммуникацию между членами группы

Низкий уровень коммуникации между членами группы

1 2 3 4 5

Среднее

Высокий уровень коммуникации между членами группы

7. Имеет ясные цели, принятые членами группы

Неясные цели, слабое их признание членами группы

1 2 3 4 5

Среднее

Ясные цели, признанные членами группы

8. Имеет чувство внутренней независимости (возможность несогласия) с носителями власти в группе

Нет внутренней независимости

1 2 3 4 5

Среднее

Есть высокий уровень внутренней независимости

9. Имеется возможность для каждого реализовать свою лидерскую функцию

Нет возможности для каждого реализовать свою лидерскую функцию

1 2 3 4 5

Среднее

Есть возможность для каждого реализовать свою лидерскую функцию

10. Имеется признание мнения меньшинства

Отсутствует признание мнения меньшинства

1 2 3 4 5

Среднее

Высокое признание мнения меньшинства, если оно аргументировано.

Блок 2: Функциональный анализ, поведение группы при выполнении задач.

Каждому из участников группы выдается лист с описаниями поведения, которые необходимы для эффективной работы группы и предлагается проставить фамилии членов группы, которые наиболее эффективны, по их мнению, в данной области поведения. Затем составляется сводная таблица по наиболее часто упоминаемым фамилиям и составляется на этой основе таблица сходимости мнений.

Поведение членов группы, необходимое для эффективной работы самой группы.

1. Инициирование: Предложение целей или задач, определение групповых проблем, предложение процедуры или идей решения проблем.

2. Поиск информации или мнения: Запрос данных, запрос предложений или идей.

3. Выдача информации или мнения: Предложение фактов, формулировка утверждений, терминов или определений, выдача предложений или идей.

4. Прояснение ситуации: Интерпретация идей, или предложений, выяснение неясностей, указание альтернатив, выдача примеров

5. Суммирование: Объединение разных идей, переформулирование предложений, после того, как группа их обсудила, предложение решения, или заключения, которое затем принимается или отклоняется группой.

6. Поощрение: теплое отношение к другим членам группы, принятие других в совместной работе и их вклада.

7. Выражение чувств группы: реагирование на настроение группы, изложение своих собственных чувств другим членам группы по теме совместной работы.

8. Гармонизация: обработка несогласий между членами группы

9. Компромисс: когда собственные идеи или статус вовлечены в конфликт, предлагает компромисс, признает собственные ошибки.

10. Поддержание коммуникации: стимулирует участие других в работе группы, а также обсуждение проблем в работе группы.

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz