бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Реорганизация предприятий в форме выделения и разделения

Дмитрий Ицков
Директор info
№ 7(24) 25 февраля 2002г.

В практике бизнеса нередко возникает необходимость разделения уже существующего предприятия. Известны пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

ВЫБИРАЯ тот или иной вид реорганизации, необходимо определить цель, для достижения которой она проводится.

Реорганизация может быть целесообразна для облегчения управления обособленными структурными подразделениями (диверсификации производства) или для организации более сложных финансовых потоков, в т.ч. для минимизации налоговых издержек. Кроме того, этот метод применяется для выведения активов на баланс одного предприятия, а рисков и основных долгов - на другое. Последний(некорректный)прием используется для того, чтобы путем увода активов попытаться уйти от ответственности в виде штрафных санкций со стороны кредиторов. В этом случае "хорошие" долги и активы отделяются от "плохих" долгов и неликвидных активов. Та компания, к которой перешли основные долги и "неликвиды", через некоторое время меняет первоначальных учредителей на номинальных, а ее деятельность сворачивается. В подобных ситуациях налоговики могут взыскать недоимку с должника, только если в судебном порядке докажут, что реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов. Сделать это практически невозможно, о чем свидетельствует и арбитражная практика.

Есть и другие причины, которые могут стать веским основанием для проведения реорганизации, например, раздел предприятия, бизнеса между его собственниками (учредителями или акционерами).

Новые юридические лица возникают при реорганизации в форме выделения и разделения. Количество таких лиц законодательство не ограничивает. АО или 000 считается реорганизованным только с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

ПЛАН РЕОРГАНИЗАЦИИ

Принятие решения о реорганизации не должно стать ее непосредственным началом. Этому должна предшествовать подготовительная работа, включающая:

  • составление плана реорганизации;
  • оценку имущества, иных активов общества, его обязательств перед различными кредиторами;
  • подготовку проектов документов и их юридическую экспертизу.

План реорганизации нужен для того, чтобы все дальнейшие действия носили слаженный характер. Этот план поможет соблюсти сроки, установленные гражданским и налоговым законодательством. Они определены для уведомления:

  • налоговых органов о принятии решения о реорганизации и создании новых юридических лиц;
  • кредиторов о принятии такого решения, чтобы они имели возможность предъявить требования о досрочном исполнении компанией своих обязательств.

Принимая решение о реорганизации, надо соблюсти предписанные законом и Уставом процедуру, определенный регламент. Так, принятие решения о реорганизации 000 отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников. Причем необходимо, чтобы все участники 000 проголосовали единогласно .

Что касается АО, то для принятия решения о его реорганизации необходимо, чтобы "за" было подано не менее 3/4 голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании . Решение о реорганизации АО принимается по предложению Совета директоров (наблюдательного совета), если иное не установлено Уставом АО. Если же порядок принятия решения о реорганизации будет нарушен, такое решение будет недействительным. Кроме того, акционеры-владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа акционерным обществом всех или части принадлежащих им акций в случае, если они голосовали против принятия решения о реорганизации или не участвовали в голосовании по этому вопросу.

Следует внимательно отнестись к требованиям закона об уведомлении государственных органов и кредиторов юридического лица о предстоящей реорганизации. Законодатель предусмотрел достаточно жесткие сроки для такого уведомления. Так, в течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации юридического лица необходимо направить уведомление об этом (на бланке установленной формы) в налоговый орган по месту учета. При пропуске данного срока может быть наложен штраф в размере 1000 руб. К сообщению о реорганизации должна быть приложена копия решения о реорганизации (протокола общего собрания или решения единственного участника).

Помимо налогового органа в течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации нужно письменно уведомить об этом всех кредиторов реорганизуемого юридического лица. Необходимо сохранить копии этих уведомлений с отметкой о вручении (ознакомлении). Если кредитором является государство (по налоговым платежам реорганизуемого лица), то подтверждением его уведомления будет копия сообщения в налоговый орган с его отметкой.

Кредиторы

При реорганизации могут возникнуть дополнительные проблемы с кредиторами, а именно:

  • кредиторы АО вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков (путем письменного уведомления в срок не позднее 60 дней с даты направления уведомления о реорганизации);
  • кредиторы 000 в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении или с даты направления им уведомления вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения им убытков.

Отсутствие надлежащего уведомления кредиторов может служить основанием для отмены результатов реорганизации в судебном порядке.

000, кроме того, обязано опубликовать сообщение о принятом решении в любом местном органе печати, зарегистрированном как СМИ. Форма публикации и уведомления законодательно не определена и может быть произвольной.

Уведомление кредиторов и объявление о реорганизации должно содержать примерно следующую информацию:

  • наименование реорганизуемого общества;
  • сообщение о реорганизации и способе, которым это осуществляется;
  • сроки для обращения кредиторов;
  • адрес для обращений и телефон для справок.

Такое опубликованное уведомление необходимо затем представить в регистрационную палату.

Пример объявления. "ООО "Центр-Сервис" сообщает о своей реорганизации в форме выделения из него нового общества. Требования кредиторов принимаются по адресу: г. Москва, Зеленый б-р, д. 134. Телефон для справок: (095) 999-9999".

Поскольку регистрирующий орган определяет наличие кредиторов на основании баланса предприятия и расшифровок к нему, то, конечно, желательно добиться, чтобы к моменту реорганизации кредиторская задолженность была нулевой. В этом случае отпадает нужда предоставлять подтверждения уведомлений кредиторов. Но публикация в СМИ обязательна. Кредиторы, появившиеся после утверждения разделительного баланса, тем не менее, имеют право требовать досрочного исполнения обязательств и компенсации убытков.

Разделительный баланс, оценка и инвентаризация

При реорганизации в форме разделения или выделения документом, закрепляющим правопреемство по всем обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, является разделительный баланс. Он должен содержать и положения о правопреемстве. К балансу необходимо приложить расшифровки основных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей. Органы, осуществляющие регистрацию реорганизации, вправе потребовать расшифровки иных строк баланса, по которым происходит разделение. Указанные расшифровки должны содержать информацию по бывшему юридическому лицу и по каждому из вновь созданных. В разделительный баланс обязательно включается бухгалтерская отчетность в объеме форм годового бухгалтерского отчета на последнюю отчетную дату (дату реорганизации) .

Отсутствие в разделительном балансе положений о правопреемстве или непредставление его вместе с учредительными документами являются основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Кроме того, велика вероятность возникновения различных спорных ситуаций как между юридическими лицами, созданными в процессе реорганизации, так и между ними и государственными органами. Разрешить такие противоречия сможет только суд.

При реорганизации необходимы предварительная оценка и инвентаризация имущества и иных активов общества, а также его обязательств перед различными кредиторами. Это нужно для четкого определения того, какие активы и обязательства перейдут к каждому юридическому лицу после реорганизации.

Если имущество и обязательства общества будут оценены за некоторое время до реорганизации, можно будет провести мероприятия по их оптимизации. Одним из них может стать погашение кредиторской задолженности еще перед составлением разделительного баланса. Если это будет сделано, отпадет необходимость выжидать срок на удовлетворение требований кредиторов. С другой стороны, к нелегальным с точки зрения закона мероприятиям относится создание перед составлением разделительного баланса фиктивной кредиторской задолженности. Это позволяет организациям-нарушителям манипулировать активами общества, переводя их на другое предприятие с такой задолженностью и оставляя реальную кредиторскую задолженность с неликвидными активами. При этом формально активы и источники их формирования остаются сбалансированными.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

Такая форма реорганизации подразумевает, что общество прекращает свою деятельность и в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись об этом факте. При этом права и обязанности прекратившего свое существование общества передаются вновь созданным обществам.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПЕРЕД НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Иван Даскал, юрист ЗАО "Трубичино"

На практике очень часто возникают ситуации, когда реорганизуемое лицо имеет задолженность по налогам. Ошибочны предположения, что к данным обязательствам перед бюджетом применяются нормы ГК РФ. В соответствии со ст.2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Налоговые правоотношения строятся на властных полномочиях государства и не могут регулироваться ГК РФ. Таким образом, правопреемник в отношении обязательств по уплате налогов определяется по правилам налогового законодательства.

Ст.50 НК РФ содержит правила исполнения обязательств по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица. Так, в ч.6 и 7 указанной статьи определено, что юридические лица, возникшие в результате разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в частности исполнения обязанности по уплате налогов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Ч. 8 той же статьи содержит правила правопреемства при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. В этом случае правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Таким образом, при выделении вновь созданное юридическое лицо не имеет никаких налоговых обязательств перед государством. Вся задолженность по налогам и сборам ложится на реорганизуемое юридическое лицо. Следовательно, перед принятием решения о конкретном виде реорганизации нужно выбирать между затратами, которые неизбежны при ликвидации и регистрации, и налоговой задолженностью, включая штрафы и пени.

Этапы разделения АО

Первый шаг, который нужно предпринять - провести заседание Совета директоров (наблюдательного совета), где рассмотреть все проблемы, связанные с разделением:

  • вынести на решение общего собрания акционеров вопросы:
  • о реорганизации АО в форме разделения;
  • о порядке и условиях реорганизации;
  • о создании новых обществ;
  • о порядке конвертации акций реорганизуемого АО в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ;
  • утвердить на заседании Совета директоров (наблюдательного совета):
  • проект разделительного баланса;
  • повестку дня общего собрания акционеров;
  • дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
  • перечень информации (материалов), предоставляемых акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров (проект разделительного баланса);
  • форму и текст бюллетеня (в случае голосования бюллетенями).

Следующий этап - проведение общего собрания акционеров, на котором принимаются решения:

  • о реорганизации в форме разделения;
  • о создании новых обществ;
  • о порядке конвертации акций АО в акции и (или) иные ценные бумаги создаваемых обществ;
  • об утверждении разделительного баланса.

Далее каждое из вновь созданных обществ проводит общее собрание, на котором утверждается Устав и избирается Совет директоров (наблюдательный совет).

Третий этап - направление документов в регистрирующий орган для государственной регистрации каждого из вновь созданных обществ, а также для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного общества. Документами, необходимыми для регистрации вновь созданных АО, являются:

  • заявление;
  • протокол общего собрания акционеров реорганизованного общества;
  • протокол заседания Совета директоров реорганизованного общества:
  • разделительный баланс;
  • доказательства уведомления кредиторов реорганизованного общества;
  • Устав нового общества;
  • протокол общего собрания акционеров вновь созданного общества.

Этапы разделения 000

Так же как и при разделении АО, первым этапом действий станет проведение общего собрания участников 000, на котором принимаются решения:

  • о реорганизации 000 в форме разделения;
  • о порядке и условиях разделения общества;
  • о создании новых обществ;
  • об утверждении разделительного баланса.

Затем участники каждого из вновь созданных обществ подписывают учредительные договоры, проводят общие собрания, на которых утверждаются их уставы и избираются органы управления.

Перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган для государственной регистрации вновь созданных 000, а также для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованного 000, остается таким же, как и при регистрации АО. Не следует забывать о необходимости представления в регистрирующий орган оригинала публикации в СМИ сообщения о реорганизации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ФОРМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ

В этом случае создается одно или несколько новых обществ, которым передается часть прав и обязанностей реорганизованного общества, продолжающего при этом свою деятельность. Процедура выделения во многом схожа с разделением юридического лица. Необходимо лишь отметить, что если единственным акционером нового АО является реорганизуемое общество, то общее собрание, кроме вышеназванных документов, утверждает Устав вновь созданного общества и избирает его органы управления.

Итак, если вы решили, что вашему бизнесу стало тесно в рамках одного предприятия и вам необходима процедура реорганизации, не пренебрегайте тщательной подготовительной работой. Четко спланировав все этапы реорганизации и подготовив документы, соответствующие требованиям закона и регистрирующих органов, вы сможете с минимальными затратами времени осуществить все мероприятия. Сотрудничество с юристом, имеющим опыт в области реорганизации предприятий, значительно упростит задачу. То, что для человека, не сталкивавшегося с процедурой реорганизации, кажется проблемой, для юриста будет текущим вопросом. В итоге вы без особых хлопот получите нужный вам результат- новое общество и новые возможности.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

При реорганизации предприятия из него было выделено общество, которому передали недвижимое имущество. Это отражено и в разделительном балансе. Однако государственную регистрацию эта сделка еще не прошла. Кто должен платить налог на имущество?

ГК РФ предусматривает государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на недвижимые вещи. На основании ст.223 ГК РФ право собственности приобретателя на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Кроме того, согласно ст.433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, вели иное не установлена законом. 8 соответствии с Законом "О налоге на имущество предприятий" налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.

Учитывая вышеизложенное, объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету у приобретателя и соответственно списан с баланса продавца (предприятия-собственника). Налог на имущество уплачивает собственник недвижимого имущества, на балансе которого оно находится до момента перехода права собственности, т.е. до даты государственной регистрации.

Какая часть уставного капитал" переходит к новому акционерному обществу, созданному путем выделения при реорганизаций?

К новому АО переходит часть имущества, а не часть уставного капитала. Оно указывается в разделительном балансе. Согласно п.4 ст.99 ГК РФ, уставный капитал реорганизуемого общества должен быть изменен лишь в случае, если в результате выделения на конец финансового года сумма чистых активов общества окажется меньше уставного капитала. В соответствии со ст.26 Закона №208-ФЗ (в ред. от 24.05.99 г.) минимальный уставный капитал открытого АО не должен быть менее тысячекратной суммы МРОТ.

Если вновь образуемое юридическое лицо создается в виде ОАО, его уставный капитал должен быть не менее тысячекратной суммы МРОТ, установленного на дату регистрации общества. Для ЗАО - не менее стократной: суммы ЙРОТ.

В настоящее время решается вопрос о реорганизации общества путем выделения. Однако мы не хотим создавать "дочку или зависимую компанию. Как быть?

Если реорганизованное общество будет иметь более 20% голосующих акций вновь образованного общества, последнее будет признано зависимым.

В данной ситуации, чтобы выделившееся общество было самостоятельным юридическим лицом не только de Jure, но и de facto, присутствие реорганизованного общества в уставном капитале нового общества не должно превышать 20%.

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz