бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Поддержка принятия решений на государственном уровне. Опыт для управления Вашим бизнесом

Александр Каминский
Научно-производственная инвестиционная группа "Интерпайп"
kaminsky_al@hotmail.com

Сегодня в России чрезвычайно сложно оставаться беспристрастными к проблемам государственного управления. Будучи постоянно включенными, в единое информационное пространство мы вынуждены реагировать на информацию, поступающую из СМИ. Мы привыкли выносить собственные суждения, критиковать или поддерживать решения, принимаемые на государственном уровне. Но мало кто из нас задумывается над тем, как принимаются эти самые решения, что предшествует озвучиванию высокопоставленным госчиновником позиции по той или иной проблеме. Мы, конечно, понимаем, что многие важные государственные решения принимаются не "вдруг", а после зачастую длительных консультаций и обсуждений с участием специалистов в той или иной области. Не будем останавливаться на вопросе о роли советников при лицах принимающих решения, тем более что этический вопрос здесь едва ли не важнее методологического. Поговорим о принципах и технологиях поддержки принятия решений (ППР) и использовании специализированных программно-технических комплексов различной сложности в области государственного управления, а также попытаемся рассмотреть возможности использования подобных технологий в управлении бизнесом.

Чем отличается процесс принятия решения на государственном уровне от принятия управленческого решения в бизнесе? В первую очередь - степенью серьезности возможных последствий от принятия "правильного или неправильного" решения. В то же время для каждого руководителя ответственность за принятие решений касающихся его бизнеса ничуть не менее значима. Особенно если речь идет о решениях стратегического характера, способных в корне видоизменить Ваш бизнес. Примером тому может служить недавнее решение американской SEC обязать руководителей крупных корпораций буквально поклясться в том, что отчетность возглавляемых ими фирм соответствует действительности и в случае ошибки принять на себя ответственность в полной мере вплоть до лишения свободы на срок до 20 лет.

Насколько применимы средства и подходы, используемые в области государственного управления для решения задач управления бизнесом? В ходе развития управленческой теории и практики был выдвинут тезис об универсальности управленческих технологий. Иначе говоря, о существовании технологии управления не зависящей от специфики конкретного управляемого объекта. Носитель такой технологии может использовать ее в самых различных сферах деятельности, при этом, адаптируя и настраивая отдельные методологические инструменты для решения различного рода задач. Таким образом, можно предположить что методологические и организационные подходы, используемые в сфере государственного управления применимы и в управлении бизнесом.

Какими инструментами Вы в первую очередь пользуетесь при рассмотрении управленческой задачи, обсуждении и выработке возможных путей ее решения? Скорее всего, это лист бумаги и карандаш (возможны варианты). На последующих этапах решения задачи Вам понадобится компьютер с тем или иным программным обеспечением, а также множество полезных вещей, которыми оснащен сегодня офис. Конечно, Вам не обойтись без коллектива квалифицированных специалистов для того, чтобы проработать, поставленную Вами задачу. Безусловно, все это дает результат при наличии у всех участников управленческого процесса таких важнейших качеств как опыт и профессиональные знания. И иногда этого может быть достаточно.

Специфика и чрезвычайная сложность решения задач государственного управления требует использования таких же сложных технологий и программно-технических комплексов ППР. Особенностью большинства задач государственного управления является существование нескольких практически равнозначных и равновозможных вариантов решения, наличие большого числа факторов и параметров, подлежащих оценке. Причем оценка должна быть комплексной, потому что "разрозненная" оценка, значимых для решения задачи факторов, зачастую не дает возможности представить целостную картину проблемы и предложить варианты ее разрешения. Какие инструменты могут помочь в этом случае? Строгий математический аппарат и соответствующие программные средства? Безусловно, без них не обойтись. Использование традиционных экспертных методов не требует доказательства. Они многократно опробованы в управленческой практике и заслуженно занимают свою нишу в области ППР. Но нельзя забывать о самом главном аналитическом инструменте, которым наделила человека природа - о данной нам способности к образному мышлению, умению собирать в мгновение единую картину из множества разрозненных, кажущихся несопоставимыми элементов? Не будучи специалистом, в психологии, не возьмусь обсуждать глубинные аспекты этой темы, однако отмечу очевидный факт, что основным условием эффективной "сборки" образа является представление задачи в форме удобной для анализа. Мы видим, что решению управленческой задачи, должна предшествовать работа по подготовке почвы для такого решения.

Использование технологий и программно-технических комплексов ППР на государственном уровне призвано обеспечить детальную проработку задачи до того как она может быть вынесена на рассмотрение ЛПР. Требуются достаточно серьезные трудозатраты коллектива экспертов, осуществляющих разработку формы представления исходных данных, непосредственно их ввод в эту форму, предварительный анализ задачи, формулировку возможных вариантов решения и т.д. Так, например, в России поддержку процесса принятия управленческих решений руководителей государственных федеральных и региональных властных структур обеспечивает Главное Управление Информационных Систем ФАПСИ. Подразделение, имеющее в своем распоряжении достаточно серьезную техническую и методологическую базу, а также основу всего - профессиональную элиту в сфере ППР для обеспечения органов федеральной и региональной властей высококачественной "аналитической продукцией". О какой продукции идет речь?

  • В первую очередь это конечно "бумажная аналитика", т.е. аналитические обзоры по самым различным тематикам. Они пишутся на основании имеющейся обширной базы статистических данных, анализа СМИ (ежедневно производится обзор 200 важнейших отечественных и зарубежных периодических изданий). Вряд ли опыт такой работы может быть перенят руководителями среднего и малого бизнеса в массовом порядке. Однако всем управленцам следует обратить внимание на особенность, отличающую хорошо выполненную аналитическую работу - профессиональное оформление внешнего вида документа. Тенденция на разработку "красивых" и понятных аналитических материалов находит понимание у многих руководителей бизнеса. Введение в документ цвета и графических элементов в разумных пределах, сочетание цветов размеров и типов шрифтов может только облегчить чтение и понимание написанного. Внешний вид текста - тема, активно обсуждаемая web дизайнерами и, к сожалению зачастую остающаяся вне зоны внимания пишущих аналитиков.
  • Другой продукт, поставляемый по заказу государственных управленцев - это мультимедийные презентации. Презентации - неотъемлемый элемент выставочной экспозиции или акции по представлению новой продукции или услуги потенциальному потребителю. Не так часто презентации используются в обсуждении задач управления бизнесом. Стоит задуматься, над тем, что принцип наглядности, эксплуатируемый в ходе привлечения потенциального покупателя Вашей продукции, может также эффективно работать на Вас в повседневной управленческой практике. Известно, что визуальная картинка (возможно озвученная) воспринимается нами по иному, нежели текстовая и табличная информация и позволяет максимально задействовать возможности образного мышления человека.
  • Верхом совершенства управленческого мультимедиа является аналитический продукт, предназначенный для представления на базе специализированных информационных мультимедийных комплексов, иначе еще называемых ситуационными центрами (СЦ). Подробнее о СЦ Вы можете прочитать на http://www.osp.ru/resource/intrview/1998/0713.htm, где рассматривается пример создания и эксплуатации ситуационного центра Президента РФ. Подготовка презентации для последующей демонстрации в СЦ - это комплексная многоэтапная работа, включающая как создание аналитических продуктов представленных в пунктах 1 и 2, так и более сложный с технической и методологической точки зрения блок ситуационнного моделирования с применением специализированного программного и технического обеспечения.

Создание ситуационного центра - задача чрезвычайно сложная и дорогостоящая. Но опыт работы таких центров в США (лидирующей в мире по их количеству) и Европейских странах доказывает пользу таких сложных программно-технических комплексов для решения задач как в сфере госуправления так и управления крупным бизнесом. На сегодняшний день уже несколько фирм объявили о проектировании и создании СЦ в нашей стране (см. http://www.pcweek.ru/year1999/N4/CP1251/News/chapt17.htm). В РФ помимо президентского СЦ уже существует ряд региональных центров, среди которых СЦ губернатора Ленинградской области, разработанный при участии специалистов ФАПСИ http://www.ci.ru/inform5_98/center.htm.

Объединяющим началом для всех перечисленных выше "аналитических продуктов" является то, что проводимая с их помощью предварительная проработка решаемой задачи позволяет управленцу уделить максимум времени поиску или выбору наилучшего варианта решения задачи, а не ее описанию и структурированию.

Безусловно, рано или поздно наступает момент, когда у любого пусть даже самого гениального управленца возникают трудности с удерживанием в голове всех нюансов рассматриваемой проблемы, когда этих нюансов становится не просто много, а очень много. Здесь есть не только сложность запоминания и своевременного извлечения из памяти того или иного значимого аспекта. Достаточно сложно также структурировать проблемное поле, разбить его на подпроблемы, идентифицировать все значимые факторы и определить варианты решения поставленной задачи. В развитии любой профессиональной деятельности и в особенности управленческой по мере ее усложнения наступает момент, когда необходимо делегировать подчиненным функции по поддержке принимаемых Вами как руководителем решений. Именно тогда возможно дальнейшее движение вперед, развитие Ваших управленческих навыков и Вашего бизнеса в целом.

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz