бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
РЫНОК
Три века строительства Санкт-Петербурга

Первое празднование дня основания Санкт-Петербурга состоялось 16 (29) мая 1803 года на Сенатской площади, парадом командовал новый император Александр I. Столица вновь стала строиться и украшаться, приобретая «строгий, стройный вид». Были созданы такие архитектурные ансамбли, как Стрелка Васильевского острова, Дворцовая и Петровская (Сенатская) площади, комплекс сооружений у Марсова поля, Казанский собор, Михайловский дворец, окончательно сформировало свой современный облик Адмиралтейство. Первые десятилетия XIX века были временем расцвета творчества А. Воронихина, А. Захарова, К. Росси, В. Стасова, Т. де Томона, Л. Руска.

В 1816 году организацией строительства мостов занялся «Комитет по делам строений и гидравлических работ», в состав которого вошли К. Росси, В. Стасов и др. Первые семь каменных мостов были построены через Фонтанку, следующие – через Мойку. В 1823 году по проекту Г. Треттера был построен первый проезжий цепной мост – Пантелеймоновский через Фонтанку. По проекту С. Кербедза был построен и первый постоянный чугунный мост через Неву – Благовещенский (1850).

При Александре II наступил и новый этап в развитии Санкт-Петербурга. Только за пять лет, с 1861 по 1866 год, количество промышленных предприятий в городе увеличилось со 137 до 355. Образовались целые индустриальные районы на Выборгской стороне, за Невской, Нарвской и Московской заставами. В эти годы появились заводы – Балтийский, Металлический, Розенкранца, Невский и многие другие. В 1863 году в Петербурге открылось движение конок, а в 1874 году уже было 27 маршрутов общей протяженностью в 84 версты. В 1880 году прошли успешные испытания первого трамвая. В этот период в городе работали такие известные архитекторы, как К. Тон, С. Шустов, Р. Кузмин, Н. Бенуа, Н. Ефимов, Г. Боссе и др. Были построены Варшавский и Балтийский вокзалы, Александровский (Литейный) мост через Неву, перестроен Большой Гостиный двор. После злодейского убийства Александра II на месте покушения был возведен храм Воскресения Христова («Спас на крови»).

При Александре III было продолжено строительство на основе новых технологий. В 1883 году перестроен Мариинский театр, в 1882 году по проекту архитектора И. Китнера было построено здание Института гражданских инженеров (ныне СПб ГАСУ), а в 1883 году архитектор М. Месмахер приступил к возведению здания Архива Государственного Совета (ныне Центральный архив ВМФ).
В 1882 году на Невском вошла в строй первая телефонная станция на 128 номеров. После того как был прорыт 32-километровый Морской канал, в 1885 году, порт перевели на Гутуевский остров.

В 1890 году в Петербурге работало уже 642 промышленных предприятия, на которых трудилось более 150 тыс. человек. Рост населения Петербурга (к 1900 году оно достигло 1,4 млн человек) потребовал увеличения гражданского строительства. Появились многоквартирные дома, наступила эпоха стиля модерн. В 1897 году началось строительство третьего металлического моста через Неву – Троицкого, который был открыт в 1903 году.

Широко было отмечено 200-летие Санкт-Петербурга в мае 1903 года, названное «неделей Петра Великого». Было заложено здание Нахимовского училища, несколько крупных городских больниц.
К началу первой мировой войны город по численности населения занимал четвертое место в мире после Лондона, Парижа и Константинополя. На 1012 заводах и фабриках работало 250 тыс. человек, действовали три электростанции, 78 банков и 34 банкирских конторы, функционировало 17 трамвайных маршрутов.

Ф. Лидвалем были построены в стиле модерн дом на Каменноостровском проспекте, гостиница «Астория», А. Гогеном – дворец Кшесинской. Важное значение имела постройка Дворцового моста и моста Петра Великого.
Завершая краткую историю строительства дореволюционного Петербурга, мы всегда упоминаем имена архитекторов зданий, сооружений, ансамблей. Возникает вопрос – а где же сами строители, которые возводили все это? Источники не упоминают крупных строительных компаний, которые на профессиональной основе (как постоянные коллективы) возводили здания «на подряде». Дело в том, что на строительство того или иного объекта нанимался руководитель стройки (подрядчик), который по мере надобности нанимал бригады рабочих определенных профессий: каменщиков, плотников, маляров. Были целые губернии, которые славились своими умельцами в той или иной области строительства. Не следует забывать и то, что крепостное право в России было отменено только в 1861 году, а до того владельцы крестьян отправляли их на «отхожие» промыслы, причем часто на строительство своих же дворцов и особняков в столице.
Таким образом, главным руководителем любой стройки был ее автор – архитектор, указания которого были строго обязательны.

Лев Каплан
OOO "Издательство Строй-Пресс".

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz