бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЛИЗИНГ
Эксперты Комитета Государственной Думы по Лизингу в России

Эксперты Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству (председатель Сергей Глазьев) считают, что этот вид деятельности эффективно способствует подъему отечественного производства


Можно с уверенностью сказать, что за прошедшие четыре года своей официальной истории лизинг органично вписался в сложную инвестиционную схему российской экономики. Являясь пока еще малой частью большого целого, лизинг уже не может и не имеет права выступать на правах пасынка у других инвестиционных институтов.

Все лизинговые компании работают в основном на заемных средствах, причем более или менее крупные программы финансировались за счет привлечения кредитов иностранных банков. Обеспечением таких проектов могли быть: гарантии государственных экспортных агентств, гарантия обратного выкупа оборудования, залог экспортной выручки и т.д.

Кризисная ситуация в экономики привела не только к увеличению процентных кредитных ставок зарубежных финансово-кредитных организаций, но и, зачастую, к невозможности мобилизовывать даже краткосрочные кредиты от нерезидентов.

В такой ситуации производители товаров и услуг активизировали свои поиски новых механизмов привлечения инвестиций в основной капитал. 1998 год показал, что именно лизинг позволяет решить эту задачу без крупных единовременных затрат, кроме того, он дает реальную возможность понизить налоговые отчисления на период внедрения нового оборудования и становления производства, а также минимизировать риски инвесторов. Сам по себе лизинговый бизнес, как финансовый инструмент, в отдельных случаях оказался более устойчивым к экономическим потрясениям, чем коммерческие банки. Например, серьезная реорганизация таких банков, как ИНКОМБАНК, ОНЭКСИМ, СБС-АГРО и других не повлекла за собой приостановку деятельности созданных при них лизинговых компаний. Значительную роль в стабилизации лизингового рынка, безусловно, сыграл принятый в октябре 1998 года Федеральный закон «О лизинге».

Однако определенные «потери качества и темпа» были неизбежны. Приведенные Российской Ассоциацией лизинговых компаний исследования показали, что после августа 1998 года 64% лизинговых компаний вынуждены были решать задачу реструктуризации лизинговых платежей, около 20% сменили вид сдаваемого в лизинг оборудования, более трети опрошенных компаний диверсифицировали свою деятельность, расширили перечень услуг, были вынуждены осуществлять рисковые операции и проводить собственную реорганизацию. Часть компаний прекратила свое существование. В целом, ситуация на рынке лизинга в 1998 году характеризовалась высокой динамикой, прежде всего, качественных показателей. Объемные показатели сохранили тенденцию роста, однако, темп роста понизился.

На развитие лизинга в России повлияла также высокая активность в сфере лизинга банков и финансовых групп. Мощное развитие получила ИНКОМ - группа лизинговых компаний, в 1996 году создается компания «МЕНАТЕП-лизинг», целый куст лизинговых компаний работает при Сбербанке РФ и его региональных отделениях и т.д. Отметим, что до выхода Закона «О лизинге» многие банки решали проблемы развития собственной инфраструктуры по схемам лизинга, выступая одновременно в роли кредитора и лизингополучателя. Но, по мнению специалистов, и после выхода закона, который, в принципе, не разрешает такое совмещение функций, лизинг остается одним из самых надежных и привлекательных для банков способов надежного среднесрочного размещения ресурсов.

Проявили интерес к лизингу российские министерства и отраслевые корпорации. Так созданное по указу Президента АО «ТВЭЛ», работающее в интересах российской атомной промышленности, при реализации инвестиционной программы на период 1998-2001 годы одним из основных источников инвестиций определило финансовый лизинг. То же самое можно сказать об агропромышленном комплексе, где за счет федерального и местных бюджетов еще в 1994 году был сформирован фонд сельскохозяйственной техники, которая передается пользователям на лизинговой основе. В октябре 1999 года Российским дорожным агентством создана лизинговая компания Государственное унитарное предприятие «Росдорлизинг» с уставным капиталом 300 млн. рублей, которая также является членом Ассоциации. В настоящее время в разработке находится концепция технического перевооружения дорожно-строительной отрасли на основе финансового лизинга.

По-прежнему, наиболее привлекательным для лизинга является машиностроительное и технологическое оборудование. Правда, его доля в общем объеме снизилась до 68% против 71% в 1997 году. Незначительно увеличился вес телекоммуникационного, медицинского и другого оборудования (26% против 24,8% в 1997 году), По прежнему ведущую роль здесь играют компании «РТК-лизинг» (телекоммуникации) и «Медлизинг» (медицинское оборудование). Наметилась тенденция к росту доли лизинга всех видов транспортных средств.

Вполне объяснимый (практически с нуля) экспоненциальный взлет лизинга компьютерного и офисного оборудования в период 1994-1995 годов сменился стабилизацией и даже снижением этого сектора рынка. Однако в 1998 году темпы роста возросли многократно, чему в значительной мере способствовала удачно проведенная сделка компании «Энергогазлизинг» в интересах одного из банков концерна «Газпром».

По легковым автомобилям, другим транспортным средствам объемные показатели (в долларовом эквиваленте) возросли в 2-3 раза. Интерес к этому виду инвестиционной деятельности сегодня проявляется как со стороны отечественных - лизингополучателей, так и со стороны производителей - отечественных и зарубежных. Например, в июле начала работу ООО «ДаймлерКрайслер Сервис (дебис) Лизинг Автомобили ООО», представитель на российском рынке западногерманского концерна «ДаймлерКрайслер».

Аналогичный рост наблюдается в поставках в лизинг дорожно­строительной техники. Лидерами в этой области являются компания «Лизинг-Моторс», заключившая в 1999 году контракт с корпорацией «Трансинжстрой» на поставку дорожной техники на сумму более 5 млн. долларов. Компанией «Ликострой», работающей по программам перевооружения отрасли в Москве, за 1995-99 накоплен большой опыт работы: передано предприятиям строительного комплекса Москвы более 420 единиц техники и оборудования на сумму более 100 млн. руб. В основном техника передавалась по договорам лизинга (85 договоров). Это и закупка техники для предприятий нерудной промышленности, и оборудования по производству железобетонных труб, закупка и передача в лизинг автотехники ЗИЛ, разработка нового автосамосвала Саранского завода (Мордовия) на базе шасси ЗИЛ и, конечно, обновление грузоподъемной техники строительного комплекса Москвы. В настоящее время компания прорабатывает вопрос о поставе в лизинг предприятиям Москвы 100 большегрузных самосвалов фирмы «Скания» (Швеция) на сумму DM 16 млн.

В конце этого и в грядущем году ожидается повышенная активность в секторе лизинга большегрузных автомобилей, прицепов и полуприцепов для них. Этот рост будет тем значительнее, если правительство должным образом откликнется на майское 1999 года постановление Совета Федерации «О государственной поддержке российских международных автомобильных перевозчиков», которое предусматривает решение многих вопросов, связанных с рассрочкой таможенных платежей на зарубежные транспортные средства, приобретаемые по лизингу, и продление срока действия действующих таможенных тарифов ввозных пошлин.

На прежнем уровне остался лизинг оборудования для авиационной промышленности (диаграмма 9). Однако, судя по материалам августовского «круглого стола» ассоциации «СНГ-лизинг», данный факт для 1998 года не является показательным. Дело в том, что прошлом году велась активная разработка межгосударственной программы развития авиационного лизинга в рамках СНГ и в 1999-2001 годах намечено осуществить ряд серьезных проектов по поставке самолетов и авиационных двигателей в страны СНГ. Особой популярностью здесь пользуется авиалайнер ЯК-42Д, который, по мнению специалистов, способен конкурировать с зарубежными самолетами аналогичного типа.

Можно считать определенным прорывом в этом секторе лизинга заключение в ноябре прошлого года заключение лизинговой сделки между авиакомпаниями «Траснаэро» и Аэрофлот и лизинговой компанией «Ильюшин финансы и Ко» о поставке в лизинг шест самолетов Ял-96-300 и десяти самолетов Ту-204. Общая стоимость сделки оценивается в 300 млн. долларов США.

Лизинг машиностроительного и технологического оборудования традиционно занимает преобладающее место в деятельности лизинговых компаний Ассоциации. Здесь наибольшие показатели имеют компании «Лизингуголь», «Менатеп-лизинг» («Юкос-лизинг»), «Интеррослизинг», «ТВЭЛ», «Росагроснаб», Эти компании осуществляли поставки оборудования для горнодобывающей, металлургической, угольной, атомной промышленности и АПК. Для малого и среднего бизнеса в лизинг поставлялось оборудование для фасовки и переработки пищевой продукции, для изготовления пластмассовой тары, деревообрабатывающее, полиграфическое оборудование и пр.

За недолгие пять лет истории российского лизинга этот вид инвестиционной деятельности доказал свою эффективность в качестве экономического инструмента. Это универсальный механизм привлечения инвестиций, применимый практически для любой отрасли промышленности, для малого и среднего предпринимательства, для любого региона,

Резкое и для многих в значительной степени непредсказуемое обострение экономической ситуации в стране после августа этого года заставило многие лизинговые компании переосмыслить и еще раз оценить перспективы выбранного курса.

Лизинг недвижимости в общем объеме лизинговых инвестиций в 1998 году составил 1,9% против 1,3% в предшествующем году. Лизинг недвижимости осуществляли только 5 компаний-членов Ассоциации: «Город», «ИнкомАвиаЛизинг», «Интерлизингинвест», «Промлизинг» и «Московская лизинговая компания».

По мнению генерального директора «Московской Лизинговой компании» Владимира Коломейцева, лизинг недвижимости может иметь хорошие перспективы, если будет решен вопрос о возможности заключения лизингового контракта до начала строительства, и привлечения под этот проект средств лизингополучателя на самой ранней стадии сделки. На данный момент в лизинг можно сдавать только те объекты недвижимости, которые уже построены, или, по крайней мере, под них возведен фундамент. В случае отсутствия такового нет и предмета лизинга. В этом случае лизинговая компания не может рассчитывать на авансовые платежи от лизингополучателя, и вынуждена искать эти средства на стороне. Это, безусловно, затягивает сроки заключения сделки и удорожает сам проект.

Во всем мире принято оценивать реальное положение дел в той или иной сфере экономики по показателям крупнейших фирм и компаний. Сегодня более половины объемов инвестиций, по лизингу приходится на компании-члены Российской Ассоциации лизинговых компаний. Достаточно назвать такие их них как «Ростелеком-лизинг», «Росагроснаб», «Инком - лизинг», «Лизинком», «ИНКОМ АВИАЛИЗИНГ», «Интеррослизинг», «Медлизинг», «Юкос-лизинг», «Энергогазлизинг», ТВЭЛ, «Ликострой».

Крупные компании работают в основном в таких ключевых отраслях экономики, как горнодобывающая промышленность, металлургия, авиастроение, нефте- и газодобыча и переработка, телекоммуникации, сельское хозяйство, а также в социальной сфере. Значительное число компаний работают в сфере малого и среднего бизнеса: лизинг транспортных машин; оборудования для предприятий быстрого питания, полиграфического оборудования и пр.

По предварительным оценкам Ассоциации, объем инвестиций до августа прошлого года вплотную приблизился к 1,5 млрд. долларов.

Лизинговым компаниям сегодня приходится работать в достаточно жестких условиях экономической нестабильности, финансового и банковского кризиса. При осуществлении долгосрочных инвестиционных проектов существуют высокие риски, связанные с тяжелым финансово-экономическим положением потребителей оборудования, поставляемого по лизингу. Положение ухудшает крайняя неразвитость залогового права и практически отсутствует механизм страхования финансовых рисков, что, прежде всего, отрицательно влияет на состояние и развитие международного лизинга, который многие компании считают перспективным направлением развития лизинговой деятельности.

Так или иначе, но сегодня правила игры нам диктует сложнейшая экономическая ситуация, и в решении вопросов улучшения инвестиционного климата в стране не должно быть места пассивности или желанию остаться в стороне. Опыт многих стран мира подтверждает высокую эффективность лизинга как инструмента привлечения инвестиций даже в период экономического кризиса. И в России, несмотря на существующие проблемы, лизинг уже доказал свою эффективность и привлекательность. Нет сомнений, что его дальнейшее развитие будет способствовать ускоренному подъему отечественного производства. И, в конечном счете, выходу страны из кризисной ситуации.

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz