бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
Как национальной промышленности защищать свои интересы

Союзы - источник информации

В министерствах и ведомствах остро недостает квалифицированных специалистов для подготовки и анализа информации. Без хорошей аналитики сложно обеспечить процесс принятия грамотных решений. Это - важное поле деятельности отраслевых союзов. Анализ ситуации в отдельных секторах рынка, подготовка рекомендаций для органов государственной власти и экспертиза готовящихся решений в соответствующей области - задача отраслевых промышленных союзов во всех развитых странах мира.

Сегодня роль некоммерческих объединений товаропроизводителей хорошо понимает Президент РФ Владимир Путин, который говорит о необходимости обсуждения проекта федерального бюджета 2003 г. с участием бизнес-сообществ. Во всех развитых странах под мнением бизнес-сообществ понимается мнение некоммерческих структур - соответствующих союзов и ассоциаций. Только союз как наиболее демократичная структура отражает консолидированный взгляд на проблему большинства предприятий определенного сектора экономики. Поэтому при обсуждении статей государственного бюджета во многих странах обязательно учитываются позиции отраслевых некоммерческих объединений.

Первым органом исполнительной власти, который осознал роль промышленных союзов, стало Министерство промышленности, науки и технологий РФ. На основе соглашений Минпромнауки работает с большой группой отраслевых промышленных союзов. С участием отраслевых союзов Министерство разработало стратегии развития автомобилестроения, энергетического машиностроения, станкостроения и других отраслей промышленности. В каждом таком документе предусмотрены важные меры по поддержке отечественных производителей. Благодаря работе Минпромнауки в России, наконец, начинают формироваться контуры промышленной политики. Отраслевые союзы должны быть неотъемлемым элементом формирования государственной промышленной политики.

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование лоббистской деятельности позволяет сформировать цивилизованную систему обеспечения интересов отдельных секторов экономики и значительно снизить уровень коррупции, способствуя нормальному взаимодействию бизнеса с властью. Лоббизм подобен айсбергу, имеющему надводную и подводную, невидимую часть. Цивилизованное общество принимает законы, которые регулируют лоббистскую деятельность, делают ее прозрачной для государства и общественности, т. е. сводят подводную часть айсберга к минимуму. К сожалению, в России такой айсберг пока состоит только из подводной (по сути - коррупционной) части. Проекты законов, регулирующих лоббистскую деятельность в России, увы, весьма непопулярны. С 1995 г. лежит без движения проект Закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти". Аналогичная судьба у проекта Закона "О взаимодействии объединений товаропроизводителей с органами государственной власти".

В развитых странах взаимоотношения союзов и ассоциаций с органами государственной власти урегулированы законодательно. Так, в Германии участие экспертов из заинтересованных профессиональных союзов и ассоциаций предусмотрено "Единым положением о федеральных министерствах". В 1972 г. в ФРГ приняли закон, предусматривающий публикацию "лоббистского списка" с указанием всех союзов, ассоциаций, объединений, получивших официальный доступ к правительству и парламенту. "Кодекс поведения члена бундестага" обязывает каждого депутата в установленном порядке обнародовать информацию о своем сотрудничестве с различными организациями и фирмами.

Во Франции важную роль играет так называемая третья палата Законодательной ассамблеи. По сути, это торгово-промышленная палата в сочетании с союзами и ассоциациями, которая имеет право вето на любой закон.

Ассоциативное лоббирование

Во многом из-за отсутствия необходимой законодательной базы полезные предложения российских союзов органы государственной власти могут игнорировать. Чиновники за последние годы привыкли выполнять либо указания вышестоящего начальства, либо "заказы" представителей крупного бизнеса. Аналогичное "факультативное" отношение к союзам сложилось и в крупном бизнесе, который привык непосредственно взаимодействовать с органами государственной власти.

В качестве примера рассмотрим наиболее доходную отрасль отечественной экономики - нефтегазовый комплекс. Для защиты интересов этого сектора экономики создан Союз нефтегазопромышленников. Однако на практике "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "ТНК", "Сибнефть" и другие нефтяные компании продвигают свои интересы в органах власти самостоятельно, не обращаясь в отраслевой союз. Компании вместо взаимодействия с отраслевым объединением предпочитают создавать и финансировать собственные подразделения по работе с органами государственной власти. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой лоббистские возможности любой российской нефтяной компании на порядок выше, чем у Союза нефтегазопромышленников. Каждая нефтяная компания "тянет одеяло на себя", пытаясь решить во власти именно свою проблему, а Союз нефтегазопромышленников, призванный отстаивать интересы отрасли, не имеет необходимых ресурсов для работы. Такая практика наносит вред и компаниям, и отрасли в целом.

В США, например, защитой интересов нефтяной отрасли занимаются несколько некоммерческих структур. В частности, Американский нефтяной институт (АНИ), созданный нефтяными компаниям, ежегодно расходует на лоббистскую деятельность более 75 млн. долл. АНИ на постоянной основе взаимодействует с конгрессом и правительственными учреждениями. Важной функцией АНИ является разработка необходимых нефтяникам стандартов. Деятельность этой структуры подчинена не интересам отдельной компании, а защите интересов нефтяного комплекса США.

Аналогичная ситуация в металлургической, машиностроительной, химической и многих других отраслях российской экономики, где отраслевые союзы существуют лишь "для галочки". Экономические решения "продавливают" не отраслевые союзы, а отдельные бизнесмены. Поэтому в России государственный аппарат работает не в интересах развития отраслей, а по указке отдельных коммерческих структур. Понятно, что такая коррупционная модель противоречит мировому опыту и здравому смыслу.

Ассоциативное лоббирование куда меньше подвержено коррупции, чем лоббирование отдельных компаний. Власть, выслушивая союзы и ассоциации, принимает взвешенные решения в интересах отраслей национальной промышленности. Кто способен отразить в органах государственной власти консолидированное мнение большинства предприятий отрасли? Только отраслевой союз. Отдельный бизнесмен в первую очередь склонен защищать интересы своей структуры. Поэтому во всем мире власть работает с промышленниками через систему отраслевых некоммерческих организаций. Подобная форма объединения предприятий определенной сферы деятельности помогает выстраивать нормальный диалог "отрасль - государственная власть".

Каждой отрасли - свое министерство?

Недооценка роли ассоциативного лоббирования приводит к тому, что в России всерьез рассматривается вопрос о воссоздании отраслевых министерств. В большинстве развитых стран многие функции по координации отраслей передаются соответствующим саморегулируемым организациям. А те, кто выступает за создание отдельных министерств для успешного развития отраслей, не учитывают следующие обстоятельства.

Во-первых, после формирования новой системы хозяйствования сильно изменилась экономическая ситуация. Отраслевые министерства не смогут, как в советское время, управлять приватизированными отраслями. Руководителю частной компании требуется не бюрократизированное министерство, а гибкая некоммерческая структура, которая не пытается "рулить" его деятельностью, а способна действенно отстаивать интересы его отрасли на внутреннем и внешнем рынках. Нужна структура, планомерно и постоянно работающая с государственной властью для защиты интересов отрасли.

Во-вторых, сегодня часто сложно определить одну отрасль, к которой относится то или иное предприятие. Например, Воткинский завод производит ракеты "Тополь-М" и насосы для добычи нефти. Поэтому он в равной степени относится к ракетно-космической отрасли и нефтяному машиностроению. Аналогичная ситуация на заводе "Баррикады", "Уралвагонзаводе" и многих других предприятиях. Следуя логике сторонников отраслевых министерств, можно дойти до абсурда и отнести стратегически важные предприятия ВПК, например, к Министерству нефтяного машиностроения. Вместо создания такого надуманного министерства, логично включить предприятия в Союз производителей нефтегазового оборудования, который занимается работой на соответствующих рынках сбыта конверсионной продукции. Если предприятие ВПК производит технику для сельского хозяйства, то ему целесообразно войти в Союз производителей техники для АПК, а не возрождать Минсельхозмаш.

О необходимости постепенной передачи функций министерств предпринимательским объединениям говорил на IV съезде ТПП Евгений Примаков: "Актуальная задача - устранить бюрократические барьеры и передать с государственного уровня ряд полномочий саморегулируемым организациям бизнеса. Курс уже определен: Россия развивается по демократическому пути, строит гражданское общество".

Конкуренция с иностранцами

Сегодня на первый план выходят вопросы конкурентоспособности российской экономики, предприятий и продукции, а также защита интересов национальных производителей на внешних рынках. Идет острая борьба в сфере подрядных работ по СРП. Инофирмы в проектах по СРП отстраняют российские предприятия от участия в поставках оборудования. В центре внимания общественности торговые войны, связанные с ограничением ввоза стали в США, конкуренция на рынке энергетического оборудования, баталии вокруг пошлин на ввоз в Россию автомобилей иностранного производства и многое другое. О необходимости защищать национального производителя говорили все выступающие на IV съезде Торгово-промышленной палаты. Аркадий Вольский, в частности, отмечал: "Думаю, что нам не стоит стремиться предстать более правоверными, чем, скажем, Соединенные Штаты, Европа, Япония, которые делают все возможное, чтобы защитить собственную промышленность в мировой конкурентной борьбе, если ей угрожают невосполнимые потери".

России предстоит вступление в ВТО. Кто должен проводить анализ последствий от вступления в ВТО для отдельных секторов российской экономики? Кто должен представлять интересы российских отраслей промышленности на переговорах в Женеве? Кто должен доводить до органов российской государственной власти согласованные предложения отраслей? Кто должен обеспечивать информационную поддержку предприятий по внешнеэкономической тематике? Во всем мире эти функции выполняют отраслевые союзы.

Роль союзов в сфере внешнеэкономической деятельности и при выработке мер по защите внутреннего рынка также сложно переоценить. Так, в прошлом году в органы государственной власти поступило предложение о ликвидации и без того низких ввозных таможенных пошлин на большую группу наименований иностранного оборудования для нефтегазового комплекса. Получив такую информацию, Союз производителей нефтегазового оборудования оперативно провел анализ предложения. Выяснилось, что практически вся предлагаемая номенклатура успешно изготавливается российскими предприятиями, а снижение пошлин приведет лишь к увеличению импорта и усилению технологической зависимости отечественного нефтегазового комплекса от западного оборудования. Было направлено соответствующее заключение в Минэкономразвития, Минэнерго и ГТК, что позволило предотвратить экспансию импортного оборудования на российские промыслы и еще больший спад производства оборудования в России.

Союзы и ассоциации способны решать многие практические вопросы по защите интересов отраслей. Например, важная функция союзов - подготовка и внесение в Правительство РФ предложений по защите внутреннего рынка. Союзы способны квалифицированно готовить и вносить предложения по государственной поддержке экспортеров, в том числе - по предоставлению кредитов для выполнения экспортных контрактов. Союзы должны способствовать формированию системы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности.

Союзы в законотворческом процессе

Отношение союзов к законотворческому процессу хорошо характеризует Закон о соглашениях о разделе продукции (СРП). Совершенно очевидно, что основной государственный интерес в режиме СРП заключается в возможности получения крупных заказов российскими производителями товаров и услуг. Однако Закон был принят в такой редакции, которая позволила иностранным операторам проектов отстранить российские предприятия от участия в подрядных работах.

Сегодня только ленивый не ругает Закон о СРП. К его критике подключились многочисленные ассоциации и фонды металлургов, которых лишили заказов на трубы, корпорация ОМЗ, которую даже не пригласили участвовать в тендере, и многие другие солидные структуры. Недавнее подписание контракта на поставку силового оборудования на сумму 978 млн. долл. компанией "Эксон нефтегаз" по проекту "Сахалин-1" со швейцарским концерном АВВ вызвало очередной взрыв недовольства депутатов и объединений товаропроизводителей. Возмущаться надо было тогда, когда закон о СРП принимали, а не когда уже начали проявляться пагубные для нашей экономики последствия этого Закона. При этом любители "пошуметь" даже не вспоминают, что еще в прошлом созыве Госдумы депутаты С. Сулакшин и В. Горбачев при экспертной поддержке Союза производителей нефтегазового оборудования подготовили и внесли проект поправок в Закон о СРП, которые предотвращали возможность отстранения российских предприятий от участия в проектах. Тогда эти поправки "похоронили". Для этого у лоббистов Закона о СРП в его антироссийской редакции были хорошие финансовые возможности. При этом большинство объединений товаропроизводителей и самих депутатов заняли позицию сторонних наблюдателей. В результате мы имеем Закон, лоббирующий интересы иностранной, а не отечественной промышленности.

Вот почему законотворческая деятельность должна быть важнейшей составной частью работы всех отраслевых союзов. Законы в сфере промышленности должны заказывать и финансировать не отдельные олигархические группы, а большинство участников бизнес-сообществ.

Меры по защите внутреннего рынка

Важным направлением деятельности союзов является подготовка и продвижение мер по защите внутреннего рынка. В процессе переговоров по вступлении России в ВТО согласовываются так называемые тарифные предложения по каждой группе товаров. Кто сможет проводить экспертизу таких пошлин и обосновывать необходимость их сохранения или даже повышения? Подобной работой и должны заниматься отраслевые союзы.

Некоторые объединения товаропроизводителей уже начали успешно работать в сфере защиты внутреннего рынка. Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности удалось поднять пошлины на ввозимую импортную мебель. Российская ассоциация производителей обоев подготовила необходимые документы по защите рынка своей продукции. Благодаря Фонду развития трубной промышленности своевременно были приняты временные защитные меры во внешней торговле, ограничивающие импорт труб из Украины.

Сейчас Фонд инициирует новое антидемпинговое расследование. Когда в российские органы государственной власти поступило предложение о ликвидации и без того низких ввозных пошлин на большую группу иностранного оборудования для нефтегазового комплекса, Союз производителей нефтегазового оборудования провел анализ этого предложения. Выяснилось, что продукция практически всей предлагаемой номенклатуры успешно изготавливается российскими предприятиями, а снижение пошлин приведет лишь к увеличению импорта и усилению технологической зависимости отечественного нефтегазового комплекса от западного оборудования. Было направлено соответствующее заключение в Минэкономразвития, Минэнерго и ГТК, что позволило предотвратить экспансию импортной продукции в сферу российских промыслов.

Всем союзам необходимо планомерно работать с правительственной комиссией по защитным мерам во внешней торговле. Чтобы комиссия рассмотрела предложение по защите рынка конкретного товара, заявитель должен представлять большую часть производителей этого товара. Кроме того, необходимо провести серьезный анализ рынка этого товара и доказать, что импорт наносит существенный ущерб отечественным производителям. Эта работа также должна выполняться отраслевыми союзами.

Поддержка промышленного экспорта

Еще одним важнейшим участком работы некоммерческих союзов является поддержка промышленного экспорта. Здесь у союзов широкие возможности, но действовать они должны в тесной связи с внешнеторговыми структурами. Одной из наиболее удачных форм поддержки промышленного экспорта является создание под эгидой союзов экспортных консорциумов. Это новая для России форма консолидации усилий различных организаций. Консорциум не имеет юридического лица и создается на основе соглашения между его членами. Создание консорциума не требует регистрации новой организации и не претендует на управление входящими в него предприятиями. Роль организационного ядра консорциума может играть соответствующий союз. Например, консорциум по поддержке экспорта российского оборудования для АПК может быть организован соответствующим ассоциативным объединением - "Союзагромаш". Кто же должен совместно с союзом создавать такой консорциум?

Известно, что сегодня необходимым условием успешного экспорта продукции является наличие зарубежного представительства. Отдельному заводу, даже процветающему, весьма сложно содержать такие представительства в каждой интересующей его стране. Вместе с тем, такие представительства имеются у внешнеторговых организаций. Понятно, что не существует внешнеторговой организации, которая способна успешно продвигать продукцию предприятия во все страны. Но каждая серьезная внешнеторговая организация имеет такие возможности в ряде стран. Например, в Индии хорошие позиции у ФГУП "В/О "Тяжпромэкспорт", ФГУП "В/О "Станкоимпорт", в Ираке успешно работают ФГУП "В/О "Машиноимпорт", "Русская инженерная компания", "Гидромашсервис" и иные структуры, в Иране - ЗАО "Атомстройэкспорт", ФГУП "В/О "Станкоимпорт", "МРКС-Холдинг", в Сирии - "МЕНА-Центр" и так далее. Такие структуры способны своевременно получать информацию о потребности в российской продукции, о проводимых тендерах на закупку оборудования и грамотно представлять интересы предприятий в этих тендерах. Поэтому совершенно очевидно, что в состав экспортного консорциума должна входить внешнеторговая организация, имеющая в данной стране хорошую базу.

Второй проблемой, которую приходится решать участникам внешнеэкономической деятельности, является кредитование экспортных операций. Иностранные государства активно поддерживают национальный экспорт, кредитуя покупателей своей продукции. Достаточно вспомнить связанные кредиты "ЭКСИМ-банка" США. В России все иначе. В Минэкономразвития только недавно был создан департамент поддержки экспорта. "Росэксимбанк" и "Росэксимгарант" - базовые структуры, которые должны осуществлять государственную поддержку нашего экспорта, - не получили для этого необходимых средств. Поэтому российским экспортерам пока приходится опираться на помощь коммерческих банков, способных на приемлемых для завода условиях кредитовать экспортные сделки. Таких банков, к сожалению, в России не много, но они есть. Сегодня даже появились частные банки (наиболее яркий представитель - "Бадр-Форте Банк"), полностью ориентированные на кредитование внешнеэкономических операций. Понятно, что такие банки также являются необходимой составной частью экспортного консорциума.

Для успешной работы на зарубежном рынке необходимы регулярное участие в выставках и организация презентаций. Эту работу также должны выполнять профессионалы. Например, по наиболее перспективным для российского промышленного экспорта регионам Ближнего Востока и Северной Африки активно работают агентства "Экспотех-тур" и "Практик". Подобные структуры способны в короткие сроки сформировать консолидированный стенд российского консорциума, провести презентацию, пресс-конференцию и обеспечить решение всех технических вопросов.

Специализированные экспортные консорциумы, создаваемые на базе союзов, не должны заниматься всеми вопросами. Каждый вид продукции имеет свою специфику и в соответствии с ней своих заказчиков. Например, консорциум по поддержке экспорта нефтегазового оборудования должен активно работать со своими индивидуальными заказчиками - министерствами нефти и нефтяными компаниями в зарубежных странах, а консорциум по продаже оборудования для АПК - с министерствами сельского хозяйства за рубежом.

Предприятия союза от работы консорциума получают практическую пользу. Они своевременно обеспечиваются информацией о проводимых зарубежных тендерах и получают помощь в участии в таких тендерах. Победив в конкурсе, члены консорциума получают доступ к кредитным ресурсам банка - участника консорциума. Члены консорциума получают возможность минимизировать свои затраты на участие в зарубежных выставках, в которых они выступают крупным консолидированным стендом и имеют единый каталог своей продукции на иностранном языке. Члены консорциума и их продукция профессионально пропагандируются в заинтересованных структурах и СМИ.

Очень важно, что консорциум может получить серьезную поддержку и в российских органах государственной власти. МИДу, Минэкономразвития, Минпромнауки и другим ведомствам, имеющим отношение к поддержке экспорта, гораздо логичнее лоббировать интересы консорциума, включающего в себя большинство предприятий отрасли, чем интересы одного из этих предприятий. Таким образом, союзы способны организовать скоординированное, обеспеченное государственной поддержкой выступление на рынках солидной группы российских предприятий, что позволит значительно активизировать экспорт отечественной промышленной продукции.

Степан Сулакшин, председатель комитета ТПП по промышленному развитию и высоким технологиям

Александр Романихин, президент Союза производителей нефтегазового оборудования
Журнал «Экономика России: ХХI век» № 10

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz