бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
СТАТЬИ
Невский плацдарм

У Санкт-Петербурга колоссальный инвестиционный потенциал, но его еще только предстоит задействовать

Владимир Грязневич

Наше наследство

Благодаря своему уникальному географическому положению - с одной стороны, близость наиболее развитых районов России, с другой стороны, граничит с Европейским союзом - Петербург стал узловым центром российских и международных грузоперевозок. Здесь сложилась полноценная система всех видов транспорта - железнодорожного, морского, речного, автомобильного, авиационного и трубопроводного. Через город проходит международный транспортный коридор N9 Север-Юг (от сухопутной и морской границы с Финляндией - через Москву на Новороссийск и Астрахань, далее в страны Азии). Водный путь "Волго-Балт" соединяет Каспийское и Черное моря с Балтийским. В город поступает значительная часть грузов, перевозимых по Транссибирской магистрали из Европы на Дальний Восток и обратно. Рынок грузоперевозок, и прежде всего железнодорожных (более 50% общего объема), развивается в городе достаточно бурно.

Сейчас через Северо-Запад России, а его транспортный центр, конечно же, Санкт-Петербург, осуществляется около 35% импортных и 25% экспортных перевозок России. Ведущими предприятиями этой отрасли помимо ГУП "Октябрьская железная дорога" являются транспортно-экспедиторская компания ЗАО "Евросиб СПб" и ОАО "Северо-Западное пароходство" - крупнейший оператор "Волго-Балта".

Преодолев период экономических трудностей, стремительно наращивает обороты Большой порт Санкт-Петербурга. По прогнозам, объем переработки грузов стивидорными компаниями в его акватории в этом году составит около 40 млн тонн, что выше показателей и Таллинского, и Вентспилского портов. Грузооборот Большого порта вырастет в этом году на 11% по сравнению с предыдущим. Постепенно порт Санкт-Петербурга становится крупнейшим на Балтике. Протекционистская политика российского правительства (в сфере железнодорожных тарифов), ускоренная модернизация портовой инфраструктуры (ее темпы значительно превышают запланированные) и хорошо продуманная организация зимних навигаций позволяют рассчитывать, что и впредь Большой порт Санкт-Петербурга будет увеличивать отрыв от основных конкурентов.

Уже в конце XIX века Петербург стал одним из крупнейших промышленных центров страны. Ведущие отрасли экономики города - пищевая промышленность, машиностроение, металлообработка и электроэнергетика. В каждой отрасли есть свои гиганты, нередко они являются и лидерами российского рынка.

Успешное развитие пищевой отрасли связывают прежде всего с питерским пивоварами, их несомненный лидер - ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"". Сегодня на ее долю приходится около 23,5% пивного рынка России, она занимает первое место по объему продаж среди российских пивоваренных компаний и опережает ближайшего конкурента почти в два раза. Впрочем, в последние годы заметно выросли и другие пивоваренные компании Петербурга, такие как "Браво Интернешнл" и Завод имени Степана Разина. Но пищевка Санкт-Петербурга славится не только пивоварами. Среди лидеров отрасли можно назвать табачную компанию "Петро", Кондитерскую фабрику им. Н. К. Крупской, производителя алкоголя "Ливиз", производителей замороженных продуктов "Петрохолод" и "Равиоли", молочные концерны "Петмол" и "Пискаревский".

Петербургское машиностроение известно в России как своим уникальным энергомашиностроительным комплексом - ЛМЗ, "Электросила", Завод турбинных лопаток, "Ижорские заводы", так и судостроением. Эти предприятия регулярно выполняют крупные заказы не только по отечественным контрактам, но и по иностранным. Так, ОАО "Ленинградский металлический завод", крупнейшее в России энергомашиностроительное предприятие, вместе со своим партнером ОАО "Электросила" поставляет энергооборудование в Китай и Иран. Судостроительные компании ОАО "Балтийский завод", ФГУП "Адмиралтейские верфи", ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь"" в последние годы строили фрегаты для ВМС Индии, нефтеналивные суда для "ЛУКойла", сухогрузы для Северо-Западного пароходства.

Петербургская электроэнергетика представлена крупнейшей на Северо-Западе электрической компанией ОАО "Ленэнерго". Она обеспечивает электроэнергией не только сам город, но и часть территории Ленинградской области.

Новые тенденции

Второе место по обороту после промышленности занимает в городе торговля. В Санкт-Петербурге активно развиваются такие крупные сети, как "Пятерочка", "Копейка", "Лента", "Находка", "Дикси". Некоторые из них уже известны и в Москве. В последнее время торговые сети стали диверсифицировать свой бизнес и активно вторгаться в индустрию развлечений - практически все строящиеся новые супер- и гипермаркеты это уже не просто торговые центры, а торгово-развлекательные комплексы. Сближение двух весьма крупных сфер петербургской экономики - торговли и индустрии развлечений - может привести к тому, что со временем промышленное производство в городе на Неве уступит свои лидирующие позиции торгово-развлекательному бизнесу и Петербург еще больше будет напоминать европейские мегаполисы, там такая смена лидеров произошла уже давно.

Строительный бизнес представлен в Петербурге такими известными компаниями, как ЛЭК, "Строймонтаж", ЛенСпецСМУ, "Петербургстрой Skanska", RBI и др. Объем их работ начал устойчиво расти - за девять месяцев 2002 года превысил на 11% уровень соответствующего периода прошлого года. Такой рост строительного сектора, несомненно, во многом обусловлен проектами, приуроченными к 300-летию Санкт-Петербурга.

В последнее время ряды традиционных лидеров петербургской экономики пополнил новый бизнес - телекоммуникационный. Заметное место на этом рынке помимо крупнейшей в регионе холдинговой компании "Северо-Западный телеком" (в ее состав входят компании проводной телефонной связи почти всех областей Северо-Запада России) занимают и такие компании, как "ПетерСтар", "Метроком" и BCL. Активно действуют в городе на Неве и компании сотовой связи - "Северо-Западный GSM" (на его основе недавно был создан один из крупнейших в России общенациональных операторов ОАО "МегаФон"), "Дельта Телеком" и "Фора". В течение последнего года в Петербурге активно продвигается московская компания МТС, а в сентябре сюда пришел еще один московский оператор - "Вымпелком". Сейчас уже каждый третий петербуржец пользуется мобильным телефоном, и эксперты прогнозируют дальнейший рост этого сегмента телекоммуникационного рынка.

Санкт-Петербург - туристическая Мекка России. Каждый второй турист, приезжающий в нашу страну, проводит в городе на Неве хоть несколько дней. Для развития туристического и гостиничного бизнеса здесь складываются уникальные возможности. Сегодня крупнейшие игроки на этом рынке - известные в городе гостиницы "Пулковская", "Прибалтийская", "Англетер", "Астория", "Гранд Отель Европа", "Невский палас", "Санкт-Петербург".

Развитие отраслей петербургской экономики, все увеличивающиеся денежные потоки стимулируют и развитие банковской системы города на Неве. На Северо-Западе России действует 86 банков, более половины из них зарегистрированы в Санкт-Петербурге. На их долю приходится более 80% банковских активов региона, что по итогам первого полугодия 2002 года составляет около 140 млрд рублей. Абсолютные лидеры этого рынка - Северо-Западный банк Сбербанка России (крупнейший финансовый институт региона), Промышленно-строительный банк и "Менатеп Санкт-Петербург", на их долю приходится почти половина всех банковских активов города. Финансовый рынок города привлекает многие иногородние банки - давать взаймы Петербургу сегодня выгодно. Как внутреннее, так и внешнее финансирование востребовано и вполне рентабельно, и есть масса перспективных проектов, требующих финансового участия.

Ухабы на дороге

Между тем огромный потенциал Санкт-Петербурга пока не реализуется в полной мере. Так, посещаемость города туристами значительно ниже мировых норм - 0,6 человека на одного жителя Петербурга. Для сравнения: в Риме этот показатель равен 15,6 человека, в Вене - 11,6, в Барселоне - 6,3, в Париже - 5,8. Практически все эксперты единодушны во мнении, что из-за неразвитости общегородской и туристической инфраструктуры Петербург просто не в состоянии принять то количество туристов, на которое он мог бы рассчитывать. Обеспеченность гостиничными местами не превышает 20% от потребности. Не хватает прежде всего гостиниц среднего уровня.

Недостаточно развит и рынок грузоперевозок. Так, расчеты специалистов показывают, что объем грузопотоков через Петербург мог бы быть как минимум в полтора раза больше.

Единой причины (или даже набора факторов) недостаточного развития разных отраслей нет. В ряде случаев основным тормозом является недостаточно эффективная политика администрации Петербурга (и дело тут не в ее противоречиях с Законодательным собранием - депутаты, как правило, не противятся разумным инициативам исполнительной власти). Именно "административный" фактор, по мнению специалистов, больше всего ответствен за чрезвычайно низкие темпы роста гостиничного бизнеса. С одной стороны, власти недостаточно стимулируют развитие этого рынка экономическими рычагами, а с другой - ставят "палки в колеса", неразумно усложняя процедуры регистрации гостиниц (только на согласование документов может уйти больше года).

Впрочем, последнее обстоятельство характеризует предпринимательский климат в Петербурге в целом. Все эксперты указывают на административные барьеры, по высоте которых Петербург обогнал и Ленинградскую область, и Новгород, и другие регионы Северо-Запада. Именно из-за административных барьеров, уверены, например, эксперты Леонтьевского центра, Петербург сильно отстает от соседей и по такому важнейшему показателю, как сумма прямых иностранных инвестиций на одного жителя. Если в Ленобласти за период с января по сентябрь 2002 года этот показатель был равен 108 долларам, в Карелии - 42 долларам, то на одного петербуржца пришлось всего 16,8 доллара. Бледно выглядит Петербург и по общему объему инвестиций в основной капитал. За первую половину 2002 года в Москве на одного жителя пришлось 9,4 тыс. рублей, в далеко не процветающей Якутии - почти 10 тыс. рублей, а в Петербурге - всего 4,9 тыс. Инвестиционный голод тормозит развитие практически всех отраслей петербургской экономики.

Серьезно препятствует экономическому развитию Петербурга и низкая эффективность работы госструктур - как городских, так и федеральных. Именно этим обстоятельством обусловлено то, что транспортная ситуация в историческом центре неудовлетворительна. Постоянные пробки делают практически невозможными и активные деловые связи, и своевременную перевозку грузов. Транспортная проблема возникла раньше, чем можно было ожидать. И не столько по объективным причинам (автомобилей в городе еще не так уж много), сколько по субъективным - из-за недостаточных усилий городских и федеральных структур по оптимизации дорожного движения и по согласованию ремонтных работ на улицах с транспортной ситуацией.

Слишком медленно идет работа по расширению набережных, строительству развязок, в центральных районах Петербурга до сих пор еще нет тоннелей. Как нет ни скоростных, ни объездных дорог, и весь транзитный транспорт вынужден ехать через центр. Помимо финансовых проблем (зачастую объективных) здесь налицо явные дефекты организации работы госструктур. Так, министр экономразвития Герман Греф во время своего недавнего инспекционного визита в Петербург (он проверял ход подготовки к юбилею города) отметил многочисленные нарушения установленных законодательством сроков подготовки проектно-сметной документации и отсутствие должной координации между федеральными и региональными органами власти.

Ошибки госрегулирования отражаются не только на ситуации с дорогами, чувствуются они и на рынке грузоперевозок. Так, во время недавних конфликтов на российско-финской границе обе стороны ввели запретительные ограничения на автомобильные грузоперевозки, что нанесло большой ущерб рынку. Ассоциация экспедиторов России критикует правительство РФ за затягивание реформы железнодорожных тарифов, от чего страдают не только перевозчики, но и грузовладельцы - главным образом предприятия черной металлургии и нефтяной отрасли. Практически все участники рынка критикуют существующую систему оформления и контроля грузоперевозок госорганами - на взаимодействие перевозчиков с 28 госструктурами уходит до 50% стоимости всего сквозного фрахта (исправить ситуацию может введение единого провозного документа). Усилившееся фискальное давление федеральной власти - за последнее время она увеличила налоговые отчисления с предприятий пивной отрасли, по оценкам специалистов ОАО "Пивоваренная компания "Балтика"", в среднем на 30% в расчете на единицу продукции - создало большие проблемы петербургским пивоварам.

Вместе со всей страной

Общероссийские беды, разумеется, тормозят развитие многих рынков, петербургский в этом смысле не исключение. Директора практически всех растущих промышленных предприятий озабочены явной нехваткой квалифицированных работников. Несмотря на усилия и властей, и бизнеса, подготовка кадров не поспевает за ростом потребности в них.

Нехватка современной инфраструктуры, обусловленная экономическими трудностями страны последних десятилетий, является одной из главных проблем рынка грузоперевозок. Из-за этого, к примеру, не работает полноценно транспортный коридор N9 Север-Юг: международные грузы чаще следуют через Суэцкий канал, минуя Россию, хотя этот путь в три раза длиннее. Серьезно тормозит развитие рынка плачевное состояние железнодорожного парка (20% подвижного состава ОЖД не отвечает требованиям рынка). Из-за этого 80% всех контейнеров, например, следуют из Петербурга в Москву (а это главное направление перевозок) автотранспортом, что увеличивает транспортные издержки грузовладельцев.

Негативную роль играет, конечно, и низкий платежеспособный спрос населения. Это - главный тормоз развития в Петербурге пищевки, торговли и жилищного строительства. Именно недостаток финансовых ресурсов (как у потребителей, так и у производителей) в целом ряде случаев не позволяет реализовать потенциал петербургской экономики. Например, у судостроителей нехватка оборотных средств - главная беда, они нередко теряют даже отечественные заказы, потому что не могут предложить условия выгоднее, чем у конкурентов.

Наметившаяся в последние годы тенденция перераспределять бюджетные доходы в пользу федерального центра, при том что он в недостаточных объемах финансирует важнейшие для города федеральные целевые программы, затягивает на долгие годы реализацию таких инфраструктурных проектов, как "Сохранение и развитие исторического центра", "Развитие Петербургского метрополитена", "Строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга", "Строительство сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений", "Строительство завода по переработке промышленных токсичных отходов в поселке Красный Бор".

Несмотря на все эти проблемы, экономика Петербурга развивается, ее потенциальные возможности привлекают как инвесторов, так и конкурентов местных компаний. Так, значительные инвестиции активно вкладываются сейчас в реализацию крупных транспортных, главным образом портовых, инфраструктурных проектов. На петербургский рынок пришли не только московские телекоммуникационные компании, но и столичные торговые сети. "Патэрсон" уже активно действует в городе на Неве, со дня на день ожидается приход "Перекрестка", "Седьмого континента", "Рамстора" и немецкой сети Metro. Российский молочный лидер компания "Вимм-Билль-Данн" недавно купила петербургское предприятие "Роска" и тем самым значительно расширила свое присутствие на местном рынке. Эти примеры, равно как и множество других, свидетельствуют о перспективности вложения средств в городе на Неве.

Эксперт, #41 (348)

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz