Александр Деревицкий ( http://www.bkg.ru
)
У каждого продавца — свои излюбленные трюки. И у каждого
профессионального продавца — свои наиболее эффективные приемы закрытия переговорных раундов и
завершения продаж. Пока вы вспоминаете собственные наработки, давайте познакомимся с
перечнем наиболее распространенных ходов:
- „Потерянное преимущество“
- „Подведение итога“
- „Подразумеваем согласие“
- „Беспроигрышная альтернатива“
- „Согласие нарастающим итогом“
- „Последнее возражение“
- „Козырный
туз“
„Потерянное преимущество — успейте взять сейчас“
Мы
всегда, даже на пустом месте, можем создать дефицит — дефицит товара
или дефицит времени. И покупатель действительно „рискует“ опоздать — ведь скидки
действуют только до 31 июля и ведь на складе осталось
всего две штуки!
Кстати, никогда не стоит пугать покупателя
тем, что на складе остался всего один экземпляр...
„Подведение
итога“
Этот прием еще можно назвать „на арапа“...
Я не знаю, почему он работает. Но он работает. И
всегда ли нас должна волновать механика, если некое мистическое действо
работает на нас?..
Суть техники в том, что вы
перечисляете, по сути, претензии клиента к вашему предложению и тут
же предлагаете оформить сделку:
- Я понимаю, что вам
нужен был бы не двух-, а пятидневный тренинг. Кроме того,
у вас гораздо больший интерес не к продажам, а теме
мерчендайзинга, ну и цена — будь здоров! Давайте пока брать это —
вот договор!..
науке неизвестно почему, но клиент после таких
ваших слов часто тянется за „паркером“ и подмахивает заготовленный договор...
Такое подведение итогов хорошо сопровождать параллельным обобщением преимуществ вашего
предложения.
„Подразумеваем согласие“
Простейшие формы использования этого приема
уже даже набили оскомину:
- Я отложу для вас
эту модель.
- Я сейчас же позвоню на фирму,
чтобы для вас все приготовили и упаковали...
Подразумевая наше
согласие „канадцы“ на улице с жутким треском разрывают прозрачную блистер-упаковку,
в которую упакован фонарик или иная дребедень, и предлагают вам
немедленно его взять:
- Вот я даже распаковал!
На этом построен и прием „продавец-альпинист“ — когда ради нас и
рискуя жизнь продавец влез по стеллажам под самый потолок и
оттуда спустил какой-нибудь пылесос.
В этом приеме очень весомую
роль играет инерция. Нужно сделать нечто такое, за чем абсолютно
логично будет следовать направленный на покупку адекватный шаг покупателя.
Вот то, чем поделилась со мною жена. У базарной лоточницы
спрашивают:
- А нет вот таких же футболок, но
беленьких?
Торговка сразу включает покупательский инерционный механизм:
-
Если возьмете, то я принесу!
В этом же разделе
можно отметить и все многообразие трюков, отцом которых является один
из приемов, рекомендованных Френком Беттджером — заполните все строки договора, впишите
все реквизиты, сделайте так, чтобы клиенту оставалось лишь поставить автограф.
Кстати, никогда не произносите слова „подпись“ и „подписать“. Во-первых,
это просто невкусные слова — даже просто в мелодическом, в фонетическом
ракурсе. А во-вторых, в нашем криминализированном обществе за этими двумя
словами тянутся очень негативные ассоциации: „в натуре подписаться“ и „дать
подписку“...
„Беспроигрышная альтернатива“
Это идеальная техника для назначения
встреч. Вот что мы услышим от деловара, которому рискнем сказать
„Давайте встретимся во вторник, в два часа дня“?
-
Я занят!
- Правильно. И в доказательство он еще
очень правдоподобно полистает свой рабочий дневник. А ведь для того,
чтобы такому отказу помешать, достаточно лишь предложить выбор, даже просто
создать его иллюзию, выбрав два „окна“ из собственного рабочего дневника:
„Когда вам удобнее во вторник в два или в среду
в четыре?“ И оппонент, очарованный богатством выбора, с легкостью выберет
одно из двух или из нескольких.
Разумеется, так можно
не только назначать встречи, но и продавать:
- Заплатите
наличными или безналом?
- Возьмете вагон или два?..
„Согласие нарастающим итогом“
В этой технике не нужно выдумывать
ничего, кроме вопросов, на которые собеседник отвечал бы „Да, да,
да“. Это должно придать ему инерцию и облегчить ответ „Да“
на наш главный вопрос.
Очень хорошо использовать этот прием
в сочетании с протоколированием вашей коммерческой беседы.
- Как
я понял, вы хотите иметь телевизор?
- Да.
Записали.
- Цветной?
- Да.
Записали.
- Зеленый?
- Да.
Записали и читаем с
листа приговор:
- Итак, вам необходим телевизор, цветной и
зеленый?
- Да-да! Заверните!
Такая работа облегчается тем,
что в любой голове живет старинное: „Написанное пером не выбьешь
обухом...“ Или как там правильно?
Интересно, что у славян
эта техника приживается плохо. Видно, им просто противно угодливо записывать
за клиентом его пожелания. У старшего поколения это могло окончательно
опротиветь при конспектировании первоисточников по истории КПСС, а отчего это
омерзительно для молодежи — не знаю. А вот американец, далеко за
пределами службы, даже собираясь с вами на рыбалку, возьмет клипбоард
и станет делать пометки:
- Ты возьмешь лодку, а
я мотор, ОК?
- ОК.
- Ты возьмешь
вашу хорошую выпивку, а я нашу хорошую закуску, ОК?
- ОК.
- Ты возьмешь вашу непромокаемую палатку, а
я — наши незамерзаемые спальные мешки, ОК?
- ОК!
Тогда он повернет к тебе свой клипбоард и предложит:
- Please!
Это он очень хочет, чтобы ты завизировал
„протокол ваших переговоров“. И лишь когда ты удивленно вскинешь брови
и воскликнешь — „Янки, ты че?!“ — лишь тогда он спохватится и
засорит:
- Sorry! Заработался!..
Это — не выдумка. Я
такую картинку наблюдал.
„Последнее возражение“
Эта техника хороша
для работы с теми занудами, которые упорно и творчески придумывают
в пику вам все новые и новые контраргументы, отговорки, отмазки.
Оборвать их нельзя, но можно вот так:
- Отлично!
Мы нашли ответы на все ваши вопросы. Давайте перед оформлением
наших отношений — ваш самый болезненный и коварный вопрос!
Этим
вы не мешаете оппоненту самореализоваться еще один раз, но одновременно
подводите под этой волынкой черту — „Еще одна отговорка и — баста! —
и пора раскошеливаться!“
„Козырный туз“
Эта техника мне
не дается — работать в ней мне, скорее всего, не позволяет
горячий темперамент, мне трудно удержаться и я выбрасываю этот туз
раньше времени.
При игре в „козырного туза“ этот самый
туз козырный следует пустить в дело напоследок — и эффектно добить
оппонента тезисом, который по силе не идет ни в какое
сравнение со всем тем аргументационным мусором, которым вы забавлялись до
сих пор.
Но даже если вы столь же горячи,
то можете поступать как ваш автор: напоследок в качестве самого
сильного козыря перефразировать и повторить что-то из уже предъявленного арсенала.