|
МАРКЕТИНГ |
Написание процедуры обработки жалоб клиентов
|
Геннадий Рескин ( http://www.bkg.ru )
Мы рассмотрим подход к документированию системы на уровне процедур. Напомним,
что на данном уровне рассматриваются действия работников компании по обработке
жалоб клиентов. Мы поставили себе за цель познакомить Вас с
общим форматом процедур обработки жалоб клиентов. Вы можете адаптировать материал,
применительно к особенностям Вашей компании. Перед изложением структуры процедуры,
хотим сделать несколько организационных пояснений. Включите Ваших работников, непосредственно
занятых в обслуживании клиентов в подготовку документации и не нанимайте
для этого людей со стороны. Это поможет Вам рассматривать всю
систему управления жалобами клиентов как некоторую стратегию, а не как
действие, направленное на погашение пожаров. У Вас также увеличится вероятность
внедрения процедуры, ибо сами авторы сделают это возможным. Кроме того,
само обучение персонала данной процедуре упростится и ускорится. В
процессе разработки процедуры следует учитывать три общепринятых правила:
- Если Вы не ставите перед собой задачу удовлетворения всех клиентов
без исключения, то только функцией менеджера является произнесения слова „нет“
на требования клиентов. Данный подход защищает нижний уровень управления, и
укрепляет его контакт с клиентом.
- Если все же после диалога
с клиентом Вы решили удовлетворить его требования, передайте данную информацию
Вашему работнику, чтобы он сообщил ее клиенту. В этом случае
он будет в глазах клиента „хорошим парнем“. Если Вы не
сделаете этого, то принизите роль своего рядового сотрудника, понизите его
трудовую мораль. Вскоре Вы почувствуете, что большинство жалоб идут к
Вам напрямую, вместо того, чтобы отсеиваться работниками нижнего звена. Это
то, что Вы хотите? Хотя возможно, это один из путей
повысить свою загрузку.
- Если Вы сказали клиенту „нет“, то клиент
имеет право подняться выше по уровню иерархии. В этом случае
Вам следует немедленно информировать об этом Вышестоящего руководителя и предоставить
ему свои рекомендации. Если жалоба перенесена на уровень Вашего руководителя,
т. к. Вы не имеете полномочий поменять общую политику компании
в данном вопросе, то эта ситуация в корне отличается от
другой, где Вы имеете полномочия, но не хотите применять их.
В любом случае, Вы должны договориться с Вашим руководителем, что
хорошие новости будет сообщать клиенту Ваш подчиненный (см. предыдущий подпункт),
а отрицательные новости Ваш руководитель.
Переходим к структуре
процедуры обработки жалоб клиентов. - Определение терминов и подотчетность
(ответственность). Так как работники и компании отличаются в своей интерпретации
термина „жалоба клиента“, то важно, чтобы это определение было однозначно
понято всеми. Кроме того, в данном определении должно быть показано
распределение ответственности персонала всех уровней. Под ответственностью понимается безусловное следование
этапам данной процедуры в соответствии с установленными стандартами.
- Установление принципа,
по которому процесс обработки жалоб не может быть остановлен. В
данном разделе необходимо показать, что любая жалоба клиента должна быть
рассмотрена до конца, независимо от результата. Целью процедуры обработки жалобы
является не просто ответ на недовольство клиента, а решение его
проблем, коррекция типовых проблем в интересах компании.
- Установленные стандарты. В
данном разделе указываются действия в увязке с временными категориями в
зависимости от видов жалоб. Например: „Все жалобы стоимостью менее 25
руб., следует разрешать в пользу клиента по его первому звонку
или посещению“. Или: „Все жалобы, не разрешенные в течение
дней следует направлять на следующий уровень управления“.
- Уведомление. Так как
большинство работников компании потенциально могут принять жалобу клиента, то абсолютно
необходимо, чтобы все работники компании были информированы о:
- понятии жалобы клиента (см. п.1)
- порядке их переадресации
- применяемых стандартах
рассмотрения
- Документирование и регистрация жалоб. Жалобы, получаемые компанией, поступают
из различных источников. В данном разделе отражаются принципы приема жалоб
по телефону на основе специально разработанных форм. Кроме того, отражаются
методы регистрации жалоб, полученные в различных письменных формах (почта, факс).
- Методы классификации жалоб. Это ключевой вопрос для сбора объединенной статистики
и разработки стратегии обработки жалоб. Ведь неверная классификация поступающих жалоб,
затрудняет разработку типовых действий по их ликвидации.
- Адресация и переадресация
жалоб. В некоторых случаях, жалобы решаются в месте их приема.
В других случаях, жалобы следует переадресовывать в другие подразделения организации.
Возможны следующие варианты:
- Немедленное решение по установленным процедурам
по месту приема жалобы
- Немедленное или с задержкой по времени
решение жалобы внутри соответствующего подразделения
- Немедленная переадресовка жалобы ответственному лицу
в другом подразделении компании, и ее немедленное решение
- Переадресовка жалобы
в другое подразделение компании с временным лагом ее решения
- Жалобы,
требующие более глубокого изучения и соответствующей задержки во времени принятия
решения.
- Правила принятия решений по жалобам. Хотя каждый работник
компании исходит из собственных суждений при исследовании и разрешении жалобы
клиента, формулирование стандартного порядка принятия решения по жалобам гарантирует равное
отношение к стандартным жалобам и укрепляет делегирование полномочий вниз по
иерархии управления. Данный подход в целом ускоряет рассмотрение жалоб.
- Мониторинг.
Отдел обслуживания клиентов отвечает за контроль обработки жалоб клиентов в
других отделах. Это как раз тот случай, когда проверяются стандарты
обработки жалоб и скорость реакции на жалобы. Операции по обработке
жалоб, описанные в данном разделе должны блокировать загрузку верхнего уровня
управления разбором типовых жалоб.
- Описание полномочий. В данном разделе рассмотрены
случаи, когда в соответствии с типом жалобы она переносится на
верхний уровень управления.
Мы рассмотрели примерную структуру типовой
процедуры обработки жалоб. У Вас может возникнуть впечатление о частичной
перекрываемости разделов. И это действительно так, ведь мы рассматриваем типовую
процедуру вне зависимости от отрасли. Естественно, что в условиях отраслевой
специфики, возможна перегруппировка разделов и, тем самым, избежание дублирования. Кроме
того, следует учитывать необходимость «вдалбливания» процедуры персоналу нижнего звена управления,
где целесообразен принцип повторения. Некоторые могут не согласиться с нашим
подходом занижения уровня квалификации персонала, выполняющих данную функцию. Не вдаваясь
в дискуссию, отметим, что обработка жалоб клиентов – есть рутинная
операция, не требующая «высоких знаний» при хорошем документировании процесса. Независимо
от содержания процедуры она должна быть ясно нацелена на следующие
задачи:
|
|
|
|