Андрей Хлебнов , cтарший партнер MarkMAN Consulting agency
Слова «брэнд» и «брэнд-менеджер» уже давно стали популярными в
российском бизнесе. Но, тем не менее, действительно качественных и
прибыльных брэндов на рынке катастрофически мало. С подъемом рынка, после
кризиса, появилось масса торговых марок, которые плохо передают ключевые преимущества
товара. Весьма вероятно, что они умрут в ближайшие несколько лет.
Умрут просто потому, что они плохо разработаны или плохо управляются.
Что же мешает брэндам быть успешными? Ответ прост —
качества и знания людей, которые ими управляют. И во многом
— неправильное понимание задач брэнд-менеджера. В действительности, не важно,
как называется человек, отвечающий за один из самых важных активов
вашей компании — брэнд. Это может быть и владелец компании,
и директор по маркетингу, и менеджер по продукту, и еще
неважно-как-названный-руководитель. Суть от этого не меняется. Этот человек отвечает за
прибыльность и эффективность вашего брэнда. Поэтому можно его назвать брэнд-менеджером.
Общаясь с топ-менеджерами из различных компаний, периодически слышишь
несколько мифов об управлении брэндом, которые особенно вредны для брэнда
и бизнеса. Миф 1. Брэнд-менеджер — генератор гениальных идей
Многие думают, что задача брэнд-менеджера — придумывать название, дизайн,
рекламу и другие имиджевые элементы брэнда. Как пример, можно привести
ситуацию из одного психологического тренинга для управляющих по маркетингу. Когда
дело дошло до обсуждения разных типов личностей, то многие предположили,
что брэнд-менеджер — это творческий человек с «головой в небесах»
и теоретическим подходом к жизни. И я охотно верю,
что в некоторых компаниях так и есть. Эта ошибка
приводит к парадоксу. Брэнд-менеджер тратит практически все свое время на
дизайн разных продуктов, рекламы и т. д., а эти продукты
плохо продаются, и у него не хватает времени на такие
важные задачи, как понимание предпочтений потребителей, координация сложных рекламных проектов,
координация разработки нового продута/брэнда… На самом деле генерирование идей
— не самая главная задача. Идеи может создавать специальное агентство,
услуги которого стоят дешевле времени вашего брэнд-менеджера. Гораздо важнее —
постановка задачи для этих идей. Постановка задачи — половина
решения. Миф 2. Брэнд-менеждер — создатель рекламы
В некоторых компаниях действительно считают, что брэнд — это реклама.
Пример таких компаний — биржа «Алиса», «Довгань», многие докризисные банки,
рекламу которых вы все помните. Ошибка была в том, что
реклама их торговых марок плохо отвечала ценностям потребителей конкретных продуктов.
Тратились огромные деньги, которые не приносили отдачи. Таких примеров много
и сейчас. Около 80% рекламы, которая размещена на улице, в
метро, на телевидении, не продает товар. И, чтобы реклама
продавала, нужно понимать, что реклама — часть брэнда, но не
самое главное в нем. До того, как делать эффективную рекламу,
нужно провести много исследований, определить стратегию брэнда, позиционирование брэнда и
другие его ценности. Также нужно точно рассчитать будущую эффективность рекламы
и бизнес-план всего брэнда. Соответственно, сама реклама является частью
стратегии брэнда. Для создания ее существуют рекламные агентства, стоимость услуг
которых меньше стоимости времени вашего брэнд-менеджера. А задача брэнд-менеджера —
сделать брэнд успешным и прибыльным. Войну выигрывает тот, у
кого лучше стратегия. Миф 3. Брэнд-менеждер — любой менеджер,
работавший с известными брэндами Таких ситуаций очень много,
приходит на интервью человек и рассказывает: в подразделении какой крутой
мультинациональной компании он работал, и за какие известные брэнды в
этой компании он отвечал. И что он там отвечал за
бюджет, и за продвижение, и за долгосрочную стратегию и т.
д. А также он четко знает такие термины, как brand
essence, brand image, above-the-line… Может быть, это действительно профессионал…
А может быть, это менеджер, задачи которого сводились к
соблюдению инструкций штаб-квартиры и общению с рекламным агентством. Чтобы
не ошибиться в человеке, узнайте более подробно о проектах, которые
были проведены им самостоятельно. Есть ли реальные результаты этих проектов?
Повысилась ли в результате эффективность брэнда, увеличились ли продажи? Запускал
ли этот человек самостоятельно брэнд? И, в конце концов,
предложите ему набросать план улучшения вашего брэнда, увеличения его прибыльности.
Если брэнд-менеджер свободно говорит о прибыли и может четко
рассчитать прибыльность брэнда, то, возможно, он действительно профессионал. Здесь
приведены лишь некоторые крайности в неправильном понимании задач брэнд-менеджера. Хотя
реально ошибок гораздо больше. Об этом говорит тот факт,
что сейчас в России всего около 50–60 человек, действительно управляющих
брэндами. Остальные же сотрудники компаний, называющиеся брэнд-менеджерами или менеджерами по
маркетингу, занимаются несвойственными им делами или же не отвечают за
брэнд. Кто же в действительности — этот мифический брэнд-менеджер?
Как выяснилось из личных бесед и опросов, большинство профессионалов
по маркетингу в США, Европе и России подчеркнули 4 основных
качества, которыми должен обладать хороший брэнд-менеджер. A. Управление проектом
Под этим подразумевается умение специалиста организовывать все стадии проекта
— начиная от выбора идеи и кончая оценкой внедренного проекта.
А также умение управлять ресурсами проекта — временем, людьми, сторонними
партнерами и т. д. По мнению многих профессионалов, это качество
является одним из основных, так как весь процесс управления брэндом
состоит из проектов — таких, как исследования поведения и отношения
потребителей, определение элементов позиционирования, запуск брэнда, поддержка и обновление на
разных стадиях жизненного цикла и т. д. B. Коммуникативность
Подразумевается способность специалиста полностью, четко и правильно доносить идеи
до аудитории. Будь то непосредственно потребители, рекламные агентства или владельцы
бизнеса. Это тоже очень важно потому, что вообще суть
этой профессии — в правильном понимании и убеждении людей использовать
вашу идею, продукт, бизнес-план… C. Аналитичность Суть способность
и умение брэнд-менеджера анализировать громадный поток различной информации и делать
правильные выводы. Обычно для качественного управления брэндом необходимо переработать огромное,
поистине гигантское, количество информации. И, несмотря на наличие различных помощников
и аналитиков, большинство выводов по этой информации приходится делать брэнд-менеджеру.
D. Креативность (творческое мышление) Профессионалы сходятся в том,
что брэнд-менеджер не должен заниматься творческими разработками по брэнду (создание
названия, слоганов, сценариев кампаний…) самостоятельно. Это вредно для брэнда, так
как занимает слишком много времени и сил, которых не хватает
на более важные дела (координация проектов, контроль эффективности продаж…). Непосредственно
творческие разработки должны делегироваться специальным агентствам. Но креативность, то
есть творческий подход, необходима брэнд-менеджеру для принятия нестандартных решений по
общей стратегии брэнда, а также окончательных решений по разработкам рекламных
и креативных агентств. Ведь нестандартность — то, что сможет выделить
вас на рынке из тысяч похожих предложений. Мифов больше
нет — великолепно! Но, даже если у вас есть человек,
обладающий перечисленными качествами, то это еще полдела. Кроме того,
брэнд-менеджер должен знать теорию брэндинга. И разбираться хотя бы в
основах таких предметов, как: - поведение потребителей;
- теория маркетинговых
исследований;
- сегментация и позиционирование;
- ценности и атрибуты брэнда;
- коммуникация и реклама;
- ценообразование, бизнес-планирование и бюджетирование;
- финансовое планирование и оценка стоимости брэнда;
- основы продаж и
дистрибуции;
- основы мерчендайзинга и торгового маркетинга
- и еще
— плюс практика.
Не станете же вы доверять
человеку без опыта многотысячный бюджет вашего брэнда. Ведь управление брэндом
— наука не точная и хороший брэнд-менеджер должен обладать практическими
навыками, полученными в конкретных проектах.
|