В конце прошлой недели столичный Комплекс архитектуры, строительства, развития и
реконструкции города принял решение о создании «мобильных механизированных групп быстрого
реагирования для работы в экстремальных условиях». Соответствующее распоряжение подписал глава
комплекса Владимир Ресин. Формальным поводом для такого решения послужили трагические
события в «Трансвааль-Парке». По мнению представителей мэрии, московские строительные организации
оказались неготовыми к работе в экстремальных условиях. Поэтому новую структуру
планируется оснастить современной высокопроизводительной техникой, которая в случае необходимости позволит
приступить к расчистке завалов над обрушившимися зданиями в кратчайшие сроки.
Москомархитектура также планирует сформировать мобильные группы для работы на высотках.
Как отмечают независимые эксперты, это решение очень показательно: фактически власти
признались в том, что московские новостройки, за качество которых должно
отвечать столичное правительство, в любой момент могут рухнуть и мэрия
готовится их «разгребать». Беспокойство мэрии о том, что в ближайшем
будущем дома, возведенные в Москве на волне строительного бума, начнут
рушиться, вероятно, имеет под собой некоторые основания. На прошлой неделе
представители Госстроя заявили о том, что в ведомстве готовятся предложения
по усилению контроля за застройкой и безопасностью проживания людей. А
на прошедшей недавно пресс-конференции и. о. вице-премьера РФ Владимир Яковлев,
курирующий строительное направление, заявил, что «в последнее время, и это
мы все видим, большие объемы строительства были произведены без должного
контроля административных органов». В этой ситуации, по мнению г-на Яковлева,
«необходимо увеличивать ответственность на всех уровнях жилищного строительства». Кроме того,
и. о. вице-премьера сообщил о том, что «во всех развитых
странах, в том числе в США, существуют министерства по развитию
строительства, которые контролируют процесс производства жилья». Правда, все эти инициативы
едва ли способны избавить от возможных проблем жителей столицы, уже
купивших квартиры в новостройках. «Я был свидетелем очень занимательной истории,
разворачивавшейся вокруг дома, в котором я купил квартиру, – говорит
коллега-журналист. – Я заплатил свои деньги Департаменту внебюджетной политики строительства
города Москвы. Строительством дома занимался ДСК-4, однако в 2000 году,
когда дом уже был почти построен, эта компания обанкротилась. Потом
столичные власти ДСК-4 быстро расформировали, и оказалось, что перед нами
некому выступать ответчиком. После очень долгих разбирательств все претензии были
переадресованы СУ-155. Эта организация уже кое-как дом достроила. Но оказалось,
что дом был построен с большими нарушениями – у меня
есть официальное заключение независимой экспертизы о том, что в доме
отмечается несоосность вентиляционных линий, кроме того, одна из плит в
квартире оказалась с трещиной. Но формально за все это я
ни к кому не могу предъявить претензии». Как сообщили RBC
daily в Центре подземных исследований, возглавляемом Вадимом Михайловым, в Москве
сейчас есть уже заселенные новостройки, которые оказались в гораздо более
опасном состоянии. «Никто не знает, сколько могут простоять растущие в
Москве как грибы новостройки, – сказал RBC daily руководитель одной
из московских строительных фирм. – В советские времена каждый дом
строился по очень жестким нормативам – грубо говоря, сталинские дома
рассчитаны на 150 лет, простые «панели» – на 50-70 лет.
Для каждого элемента дома, будь то лестница или крыша, были
также нормативы износа. Сейчас же этого ничего нет – «инновационные»
дома каждая компания строит на свой страх и риск, а
это, при отсутствии в Москве работающей системы контроля качества, может
привести к катастрофическим последствиям». Схожей точки зрения придерживаются и в
Общественном комитете защиты москвичей (ОКЗМ). «Возведение и эксплуатация зданий большой
этажности в последнее время осуществляются, как правило, с нарушениями строительных
норм, – сказал RBC daily сопредседатель ОКЗМ Сергей Никитин. –
И, как следствие, с использованием малоквалифицированной рабочей силы, а именно
выходцев из бывших республик СССР, находящихся в состоянии постоянной эксплуатации,
что, по существу, делает их современными рабами. Исходя из этого,
катастрофы и обрушения современных зданий весьма вероятны. Московские власти, видимо,
осознают сложившуюся ситуацию и потому всерьез задумались о механизме создания
групп быстрого реагирования в Москве, что только лишний раз подтверждает
серьезную опасность сложившейся в столице ситуации в проводимой градостроительной политике».
То, что московское правительство сейчас всерьез озаботилось возможностью обрушения зданий,
RBC daily подтвердили и в «Диггер-Спасе». «Решив создавать мобильные спасательные
отряды, правительство Москвы фактически призналось в том, что многочисленные новостройки
в столице потенциально опасны, – сказал RBC daily руководитель Центра
подземных исследований и отряда «Диггер-Спас» Вадим Михайлов. – Интересно, что
мы в свое время предлагали сделать небольшие запасы спасательной спецтехники
в каждом округе, для того чтобы максимально быстро реагировать на
подобные «Трансваалю» катастрофы». Правда, большинство московских строителей и риэлторов утверждают,
что нынешние инициативы московских властей отнюдь не свидетельствуют о потенциальной
опасности столичных новостроек. «Столичные власти просто перестраховываются», – заявили RBC
daily в компании «МИАН». Тем не менее мобильный спасательный отряд
мэрии будет создаваться при участии московских застройщиков – в частности,
Су-155. К тому же, как говорит Вадим Михайлов, сейчас столичные
риэлторы, говоря о высоком качестве своих домов, не спешат выставлять
его на публичное обсуждение. «В московских высотках в последние недели
были сильно ужесточены правила безопасности – проверить, что там происходит,
практически нереально, так как охрана никого не пускает», – говорит
эксперт. Отдел экономики www.rbc.ru
|