В последнее время рынок управления недвижимостью Санкт-Петербурга заметно преобразился.
Возросло, в частности, количество бизнес-центров и крупных торговых комплексов, собственники
зданий и арендаторы стали требовательнее относиться к управляющим компаниям. Вместе
с тем, по мнению самих управляющих, остались нерешенными многие проблемы,
мешающие качественному развитию этого рынка. Считается, что первый бизнес-центр в
Петербурге был создан в 1993 году. Очевидно, к тому же
времени следует отнести появление и первых управляющих. Однако активная деятельность
на рынке управления недвижимостью была зафиксирована лишь год-два назад. Именно
тогда передовые управляющие стали задумываться не только о том, как
заработать больше денег, но и предприняли реальные попытки сделать рынок
цивилизованным, понятным как для своих клиентов, так и для коллег
по бизнесу. Основная проблема петербургских управляющих компаний (УК) заключается в
нехватке профессиональных кадров (подробнее в материале на этой же полосе).
Кроме того, по мнению генерального директора УК «VMB-Траст» Александра Гришина,
участники рынка управления недвижимостью испытывают дефицит информации о его развитии.
Взять, к примеру, владельцев зданий или их потенциальных владельцев (инвесторов).
Как и несколько лет назад, в основном они действуют методом
проб и ошибок, то есть пытаются управлять недвижимостью сами. Ничего
хорошего, как правило, из этого не получается, и неудачники вынуждены
бывают обращаться к профессионалам. Помимо этого есть так называемая «проблема разрыва
между продавцом и покупателем»: первые пытаются продать дороже, вторые, понятно,
купить дешевле. В результате возникает конфликт интересов, который препятствует приходу
в Петербург крупных инвесторов, в том числе иностранных компаний. Директор
УК «Бекар» Татьяна Скаландис указывает также на сложные взаимоотношения с
чиновниками в части управления государственной собственностью. По ее мнению, городские
власти нередко затягивают принятие тех или иных решений, особенно когда
применяются нетрадиционные схемы управления принадлежащих государству объектов недвижимости. На данный
момент в северной столице реально работают около 10 компаний, которые
управляют чужими объектами недвижимости, и примерно 20 фирм, занимающихся управлением
своей недвижимостью. Все они в разной степени развиваются и утверждают,
что конкуренции не боятся. Сегодня на рынке, по признанию самих
управляющих, начинает формироваться класс собственников, предъявляющих УК достаточно жесткие требования.
«Одни, – уточняет Татьяна Скаландис, – устраивают а-ля тендер среди
управляющих компаний, в рамках которого просят разработать небольшую концепцию управления
объектом, рассчитать приблизительную расходную часть и рассказать о финансовых условиях
процесса управления. Другие – принципиально обращаются к конкретному управляющему, что
позволяет нам говорить о влиянии на выбор собственника имиджа той
или иной управляющей компании». В последнее время заговорили о приходе на
петербургский рынок иногородних и иностранных УК. Но и здесь существуют
проблемы. Скажем, иностранные инвестиции в сектор строительства крупных бизнес-центров или
торгово-развлекательных комплексов предполагают наличие иностранных консультантов, в том числе и
в сфере управления. «Экономика Петербурга, и тем более российских регионов,
– говорит Александр Гришин, – не позволяет привлекать иностранный консалтинг
в силу того, что, с одной стороны, это дорого, а
с другой – нерационально. Ответственность западные специалисты берут на себя
очень узкую и, как правило, не решают тех задач и
потребностей, которые ставит при заключении договора собственник или инвестор». Руководитель УК
«VMB-Траст» считает преувеличением высказывания некоторых управляющих о бурном развитии рынка
и большом притоке новых площадей. «Конечно, они появляются, – говорит
Александр Гришин, – но на самом деле идет реконструкция существующих
объектов. Например, как сдавались в аренду помещения какого-либо завода лет
десять назад, так и сдаются в наши дни». По-прежнему рост
предложений в бизнес-центрах уступает росту спроса. Особой популярностью у арендаторов
пользуются бизнес-центры классов «B» и «C». Люди не готовы пока
выкладывать большие деньги за класс «A» (таких зданий в Петербурге
единицы), но уже и не хотят сидеть на территориях заводов,
НИИ, платить непрозрачную аренду, подвергать личное имущество различным рискам и
т.д. Исходя из этого, следует ожидать появления в будущем в основном
бизнес-центров класса «B» и «C». По крайней мере, все основные
игроки на этом рынке неоднократно заявляли о расширении своего бизнеса
именно за счет таких зданий. Андрей Теплоухов OOO "Издательство Строй-Пресс"
|