- Инновации становятся ключевым фактором развития малых
и средних предприятий
- Успех инновационного менеджмента зависит от способности предприятия
создать для нововведений стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия
- Инновационный
процесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления
Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях
решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний
на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся
изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы
продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что
производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации
становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в
целом.
Понятие "инновация" и ее признаки
К инновациям относятся все
изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят
ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается
не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый
ряд других нововведений:
- новые или улучшенные виды продукции (продуктовые
инновации);
- новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
- новые или улучшенные
производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
- измененные социальные
отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
- новые или улучшенные
производственные системы.
Эти виды инноваций в практике предприятия
переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные
и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от
друга.
Определяющими для инноваций являются следующие признаки:
- они всегда
связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается
их отличие от технических изобретений;
- дают конкретную хозяйственную и/или социальную
выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации
на рынке;
- означают первое использование новшества на предприятии независимо от
того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки
зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
- нуждаются
в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут
создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от
всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них
и творческих способностей.
Инновационный менеджмент
Когда владелец малого
или среднего предприятия начинает знакомиться с еще неизвестными ему товарами,
услугами, производственными методами и т.п., то он не всегда осознает,
сможет ли стать инновацией в дальнейшем то, что кажется ему
новым сейчас. Инновационность чего-либо часто можно установить лишь задним числом.
Именно в этом скрываются шансы и таятся опасности. Если бы
предприниматель сразу воспринимал идею как инновационную, то поступал бы совсем
по-иному, чем в случае отсутствия у него подобного инновационного чутья.
В истоке сознательного инновационного менеджмента стоит, таким образом, умение распознавать
инновации, ибо только при таком условии ресурсы могут использоваться для
стимулирования инновационного процесса.
Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные
задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии.
В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на
изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия
решений в других производственных областях, поскольку инновационные решения не являются
рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих
способностей работников.
В последнее время разрабатываются соответствующая систематика и инструментарий
методов. Главным элементом этой систематики является разбивка инновационного процесса на
фазы, а также использование техники повышения его эффективности. В принципе
малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут
воспользоваться двумя альтернативами.
1. Предприятия сами разрабатывают инновационно-технические предпосылки и
реализуют на рынке полученные результаты. Такой подход связан с большими
и постоянно растущими финансовыми затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем
самым с огромными экономическими рисками. Это касается прежде всего продукции
высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам
в основном только крупным предприятиям.
2. В рамках кооперационной стратегии
малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом
кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых
и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков
находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может
проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса,
кооперационных исследований, кооперационного производства или кооперационного маркетинга.
Рамочные условия, стимулирующие
инновации
Успех инновационного менеджмента решающим образом зависит от того, удастся
ли предприятию наряду с осуществлением, управлением и контролем инновационного замысла
создать стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия.
Внутренние рамочные условия:
- позиция, поведение руководителей (высшего) уровня;
- кадровая политика;
- организация;
- информация
и коммуникация;
- финансирование.
Внешние рамочные условия:
- консультации;
- финансовое стимулирование;
- стимулирование трансфера;
- инфраструктурные услуги;
- кредиты и кредитная помощь.
Создание внутри фирмы климата, в котором могут зарождаться
и осуществляться новые идеи, намного важнее пунктуального вмешательства в инновационный
процесс. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и
обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного
внедрения на рынок новой продукции. Именно поле напряженности "генерация -
реализация идей" порождает разнобой в требованиях к организационной области. Общей
для всех инновационных процессов организационной формы не существует. Той или
иной фазе инновационного процесса должен соответствовать определенный подбор организационных условий.
Самым благоприятным образом на развитие инновационных проектов сказываются отсутствие бюрократических
барьеров в организации и низкая степень централизации, а также отсутствие
слишком узкой специализации. И, наоборот, на этапе реализации идеи вплоть
до рыночной стадии считается целесообразным более жесткое управление.
Наряду с
организационными мероприятиями как существенным фактором внутрифирменных рамочных условий, для инновационного
процесса необходимы подходящие люди. Подбор способных и склонных к новаторской
деятельности людей является важной задачей инновационного менеджмента. Помимо способностей этим
людям нужна также соответствующая внутриорганизационная обстановка.
Содействовать развитию инновационных способностей
предприятия может фирменная культура, которая поощряет инновационное поведение, придавая большое
значение таким ценностям, как новаторство и творчество или терпимое отношение
к неизбежным неудачам. Признаками фирменной культуры, благоприятной для инновационной деятельности,
являются наличие систем стимулирования, открытых коммуникационных сетей, поощрение командной работы.
В этой связи надо ясно понимать, что благоприятный для инноваций
климат не создается по распоряжению сверху, для этого требуется целенаправленное
поведение, которого придерживается сам предприниматель и которое обеспечивается соответствующим применением
ресурсов.
К внешним рамочным условиям относят главным образом использование внешнего
потенциала знаний в форме технологического трансфера и консультаций. Это дает
малым и средним предприятиям особые шансы более широко применять свои
весьма ограниченные по объему исследования и разработки и дефицитные кадровые
ресурсы. Существует несколько форм трансферных услуг:
- выдача и получение
заказов по линии самостоятельных и независимых научно-исследовательских организаций, институтов при
университетах и т.п.;
- коллективные исследования и научно- исследовательская кооперация;
- использование
технологических банков данных и услуг государственных консультационных учреждений;
- специальная литература.
Богатый выбор вариантов поддержки инновационных проектов специально для
малых и средних предприятий предлагается в рамках государственных программ развития,
например:
- программы поддержки малых и средних предприятий в области
технологического трансфера;
- предоставление помощи при внешних инновационных консультациях (материального и
нематериального характера);
- косвенные мероприятия по стимулированию исследований и разработок (например,
снижение налогов);
- прямая помощь по определенным технологическим направлениям;
- помощь при
создании инновационных предприятий.
В рамках целенаправленного инновационного менеджмента
необходимо оценивать различные программы помощи и отбирать те, которые заслуживают
внимания и могут подойти для условий конкретного предприятия. Малые и
средние предприятия не должны смущаться, столкнувшись с бюрократическими барьерами и
большим числом разных программ, а относиться к ним как к
очередному, не очень сложному этапу на пути к успешному осуществлению
своего инновационного проекта.
Больной вопрос для малых и средних предприятий
в рамках реализации инновационных проектов - слабость финансовой базы -
может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в
соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или
прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременное
финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем
фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.
ФАЗЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в
которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают
все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования,
кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный
цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и
утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить
шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями
принятия решений и результатами.
Фазы, как правило, следуют одна за
другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым
пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо
проводить не только в фазе поиска идей, но и в
последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в
производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на
рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное
дублирование определенных задач.
1-я фаза: стратегия предприятия и инновации
Стратегические
решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в
связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической
программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия
решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в
инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические
решения:
- выбор рынка или рыночного сегмента;
- утверждение применяемой технологии;
- выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
- решение
относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
- установление объема и
скорости процесса обновления товаров и услуг.
В данном
случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства
возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние
на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях
часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего
предприятия.
2-я фаза: поиски идей и их оценка
В этой
фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом
можно выделить три пути поиска:
- разработка новых идей (генерирование
идей);
- критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных
вариантов решений;
- поиск уже работающих общих или частных решений (использование
известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).
При
поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще
обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам,
материалам ярмарок и исследовательских центров.
Для внутрифирменного генерирования идей можно
использовать ряд методов.
При применении интуитивных методов центральным пунктом является
спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня,
а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей
можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.
Главное место
в аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод
дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также
эвристические методы.
Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем
проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов.
Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта,
где излагаются основы дальнейших мероприятий.
3-я фаза: продуктовое решение
В
этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет
разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу
предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования,
которое охватывает:
- постановку целей и задач по данному продукту;
- составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
- планирование производства для предприятия в целом;
- планирование сбыта с расчетом
экономической эффективности.
Подобное планирование содержит в себе все
важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках
процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на
рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области
соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.
4-я фаза: научные исследования
и разработки, технологический трансфер
В сфере научных исследований и разработок
проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к
продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в
ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается
данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у
них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле
отходят здесь на задний план.
Исходя из своих целеустановок эти
предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно,
исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе
эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:
- окончательное
уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или
новой услуге;
- конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
- проектирование
и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием
опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.
И
в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним источникам знания,
например в таких формах:
- обмен научно-технической информацией путем участия
в конференциях, ярмарках, публикации статей;
- трансфер знания благодаря принятию на
работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
- совместные исследования с
другими предприятиями;
- приобретение патентов и лицензий для использования в специальном
проекте;
- кооперация в разработках.
Постоянно растущее влияние современных
технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования
всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области
технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями
технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические
и теоретические достижения.
5-я фаза: освоение производства
Разработка продукта считается
законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на
продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках
инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные
потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно
следующее:
- адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;
- ознакомление задействованного персонала
с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
- запуск машин
и оборудования до установленных пределов мощности;
- поиски новых каналов снабжения.
Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить
максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей
подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени
подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а
также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.
6-я
фаза: внедрение на рынок
Инновационный процесс завершается внедрением новинки на
рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3
новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль
выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.
Под внедрением
на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных
тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза
внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей
предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для
новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с
общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых
инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков,
т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой
продукцией.
На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование
изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного
проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это
связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование
проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще
всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на
опыт и интуицию участников инновационного процесса.
Каждая фаза инновационного процесса
наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи
инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать
необходимые ресурсы. В таблице приводится примерное распределение общих издержек по
инновационным проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что
на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу
- внедрение на рынок.
Таблица 1. Распределение издержек инновационного процесса. |
Фаза инновационного процесса | Содержание работ | Доля в общих издержках инновационного
проекта, % | Фазы 1 - 4 | От поиска
продуктовой идеи до создания прототипа | 53 | Фаза 5 |
Освоение в производстве | 26 | Фаза 6 | Внедрение на
рынок | 21 | |
В заключение следует отметить, что инновационный процесс нельзя
рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или
других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного
на рынок управления. Связанные с этим задачи являются объектом инновационного
менеджмента.