А.А. Гуковская ( http://www.bkg.ru ) При всем
многообразии методов анализа деятельности компаний существующих и активно использующихся в
современной практике управления, анализ бизнес-процессов занимает особое место в силу
целого ряда причин. Принципиальная особенность подобного анализа состоит в том,
что он позволяет увидеть всю совокупность операций предприятия (компании), приводящую
(не приводящую) к созданию добавочной стоимости. Подобное видение не просто
информирует, а подталкивает менеджмент к изменению парадигмы мышления, ракурса оценки,
широты охвата проблем, связанных с текущей деятельностью. В конце 90-х
годов, когда на рынке стала ощутима конкуренция, и рентабельность деятельности
предприятий стала резко падать, руководители ощутили огромные сложности при попытках
оптимизировать затраты, чтобы продукция (услуги) оставалась одновременно и прибыльными и
конкурентоспособными. В этот момент четко обозначилась необходимость иметь перед глазами
модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы
взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. Термин "бизнес-процесс" был
введен в управленческий обиход достаточно давно авторами нашумевшей книги "Реинжиниринг
корпорации: Манифест революции в бизнесе". Важно, что ввиду оцененной практической
значимости данного подхода, были разработаны и внедрены формализованные подходы к
анализу существующих и моделированию оптимизированных бизнес-процессов. "Моделирование бизнес-процессов" пришло в
управленческую практику одновременно с появлением на рынке сложных программных продуктов,
предназначенных для комплексной автоматизации управления предприятием. Подобные системы всегда подразумевают
проведение детального анализа деятельности компании (до появления соответствующего программного обеспечения
использовался метод "оберточной бумаги"). В результате выявляются существующие "узкие места"
в различных аспектах деятельности компании. Существует целый ряд методологий и
стандартов, а также построенных на их основе программ, позволяющих производить
данные операции достаточно строго. Надо сказать, что вклад отечественных разработчиков
в этой области пока не заметен и все, кому приходится
сталкиваться с решением задач формализации бизнес-процессов компании вынуждены обращаться к
существующим западным разработкам. Данная работа посвящена некоторым практическим аспектам моделирования
бизнес-процессов в структуре действующего концерна, чей основной профиль деятельности связан
с предоставлением транспортно-экспедиторских услуг российским и зарубежным компаниям. Проблема создания
эффективно действующей структуры на рынке транспортно-экспедиторских услуг или реорганизация действующей
структуры достаточно сложна и многоаспектна. Решение подобной задачи не может
быть осуществлено отдельными мероприятиями, в любом случае это должен быть
целый комплекс мер, осуществляемых согласованно, в рамках единой модели. При
построении базовой модели бизнес-процессов (модель "так как должно быть") использовался
пакет BPWin методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique). Формализация
бизнес-процессов Концерна в категориях данной модели позволила четко разграничить функции
подразделений и отделов, выделить основные зоны ответственности, описать связи между
подразделениями, формализовать информационные потоки внутри Концерна, определить основные точки контроля.
Дальнейшие преобразования в Концерне осуществлялись и осуществляются на базе разработанной
модели бизнес-процессов по следующим направлениям: - преобразование организационной структуры;
- формализация
финансово-хозяйственной деятельности;
- унификация операций делового цикла;
- внедрение принципов эффективности и
бюджетирования в оперативную деятельность.
Необходимым условием реализуемости предложенной концепции
реорганизации структуры Концерна (компании), и, следовательно, системы и принципов управления,
является детализация и формализация операций, составляющих бизнес-процессы (или деловой цикл).
В том случае, если данная операция осуществляется на этапе моделирования
бизнес-процессов, это освобождает от дальнейших корректировок, которые не всегда очевидны
на этапе проектирования. Основные связи внутри системы целесообразно проектировать, и
впоследствии внедрять, исходя из логики и последовательности операций, составляющих бизнес-процесс
компании. Построенная подобным образом структура является функциональной и гибкой, ввиду
того, что она изначально ориентирована и построена на базе бизнес-процессов
компании. Кроме того, с точки зрения организационной иерархии структура является
горизонтально ориентированной, что дает значительные преимущества, как в нестабильной, так
и в агрессивной рыночной среде. Условно весь процесс реорганизации разделен
на несколько последовательных этапов, каждый из которых является логическим продолжением
предыдущего. Очевидно, что подобный механизм эффективен только при условии отлаженных
и формализованных базовых бизнес-процессов компании (разработанной и реализованной модели). Возникает
необходимость периодической коррекции модели с учетом изменившихся параметров функционирования системы
(как внутренних, так и внешних). Рассмотренная процедура построения и реализации
модели бизнес-процессов компании (Концерна) достаточно продолжительна по времени (от 3
до 6 месяцев), сроки зависят от размера компании, сложности производственных
операций и целого ряда параметров, характеризующих бизнес компании в целом.
|