Законом о лизинге предусмотрен "упрощенный"
порядок уплаты таможенных платежей для имущества, ввозимого в Россию по
договору международного лизинга, - таможенные платежи можно платить одновременно с
лизинговыми. Могут ли на практике стороны лизингового договора воспользоваться этой
правовой нормой? От чего вообще зависит порядок уплаты налогов на
таможне для участника договора международного лизинга? Ответы на эти вопросы
- в нашей статье.
В Законе о лизинге говорится, что для
ввоза в Россию предмета лизинга установлен особый порядок уплаты таможенных
платежей (ст. 34):
после ввоза -
одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с
момента получения лизинговых платежей. Однако ГТК России указал, что Закон
о лизинге не относится к налоговому законодательству. Поэтому он применяется
к налоговым правоотношениям в части, не противоречащей законодательству о налогах
и сборах.
Таким образом, порядок уплаты таможенных платежей при международном
лизинге регулируется Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ
от 21.05.93 № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон
№ 5300-1), постановлением Правительства РФ от16.08.2000 № 599 "О Перечне
товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты
таможенных пошлин и налогов" (далее - постановление № 599). И
любые льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе
предмета лизинга в Россию можно использовать только в случаях, предусмотренных
этими документами.
Как и в других случаях перемещения товаров через
российскую границу, при ввозе предмета лизинга нужно уплатить таможенную пошлину,
НДС, акцизы (для подакцизных товаров), сборы за таможенное оформление и
хранение товаров, другие сборы (ст. 110 ТК РФ). Налогооблагаемой базой
для расчета таможенных платежей является таможенная стоимость перемещаемого предмета лизинга.
В грузовой таможенной декларации ее указывает декларант (лизингодатель или лизингополучатель),
а сотрудники таможни контролируют, правильно ли она исчислена.
Итак, мы
выяснили, что "упрощенный" порядок уплаты таможенных платежей стороны договора международного
лизинга применить не могут. От чего же зависит размер таможенных
платежей, уплачиваемых на таможне? От таможенного режима, самостоятельно выбираемого компанией.
Теперь рассмотрим особенности таможенных режимов (перечислены в ст. 23 ТК
РФ), которые можно применять в отношении товаров, ввозимых по договору
лизинга.
Обратите внимание, что участник ВЭД может в любое время
как выбрать, так и изменить таможенный режим на другой независимо
от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных
средств (ст. 26 ТК РФ). На практике применение всех таможенных
режимов, кроме режима "Выпуск товаров для свободного обращения", носит разрешительный
характер (таможенный орган дает такое разрешение при соблюдении всех условий,
предусмотренных ТК РФ).
Определение таможенной стоимости
При определении таможенной стоимости
ввозимого товара нужно учитывать метод, в соответствии с которым ее
рассчитывают. Эти методы перечислены в статье 18 Закона № 5003-1.
Этим документом установлено, что чаще всего таможенная стоимость товара определяется
при помощи метода "по цене сделки с ввозимыми товарами". При
нем таможенная стоимость товара приравнивается к стоимости сделки по аналогичным
ввезенным товарам до того, как они достигли российской границы. Из-за
этого она возрастет по сравнению с рыночной ценой товара, так
как в нее нужно включать расходы по сделке, указанные в
пункте 1 статьи 19 Закона № 5300- (например, транспортные расходы,
расходы на тару и т. д.).
Однако этот метод не
применяется, если у покупателя нет права собственности на оцениваемый товар
(п. 2 ст. 19 Закона № 5003-1). Лизингополучатель же не
является собственником предмета лизинга, кроме того, его права владения и
пользования предметом лизинга могут быть ограничены договором.
В этой ситуации
лизингополучатель может использовать иные методы оценки (например, по цене сделки
с идентичными товарами или по цене сделки с однородными товарами).
Режим "Выпуск товаров для свободного обращения"
Этот таможенный режим предполагает,
что ввозимые на российскую таможенную территорию товары остаются в России,
то есть их не обязательно в дальнейшем вывозить из страны.
Преимущество этого режима в том, что товары с момента их
ввоза выходят из сферы интересов таможенников и остаются в полном
распоряжении импортера. В дальнейшем импортер вправе свободно распоряжаться товарами, модернизировать
и продавать их. Эти права ограничиваются только договором лизинга.
Но
при использовании такого режима таможенные платежи, начисляемые на полную таможенную
стоимость имущества, нужно уплатить в полном объеме.
Какие льготы можно
использовать при ввозе товаров с использованием режима "Выпуск товаров для
свободного обращения"?
Например, от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые
по договору лизинга на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения
работ по соглашению о разделе продукции.
Одной из важных составляющих
таможенного платежа является НДС. При помещении товаров под таможенный режим
"Выпуск для свободного обращения" НДС уплачивается полностью, за исключением случаев,
указанных в статье 150 НК РФ (подп. 1 п. 1
ст. 151 НК РФ). В частности, там говорится об освобождении
от НДС ввоза технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему,
если они ввозятся в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы
организаций, а также медицинской техники.
Можно ли отсрочить уплату НДС
на таможне при международном лизинге? Отсрочка по уплате НДС предоставляется
только в отношении поставляемого по договору лизинга племенного скота (подп.
7 п. 1 ст. 151 НК РФ) в порядке, установленном
постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1085 "Об организации обеспечения
агропромышленного комплекса продукцией племенного животноводства на основе долгосрочной аренды (лизинга)".
При ввозе сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенных для модернизации технологических
процессов, также предусмотрена отсрочка уплаты НДС (подп. 7 п. 1
ст. 151 НК РФ). Однако пока ее нельзя использовать, поскольку
Правительство РФ до сих пор не установило порядок ее применения.
Режим "Временный ввоз (вывоз)"
Предмет лизинга, передаваемый во временное владение
и пользование лизингополучателю, можно помещать под таможенный режим "Временный ввоз
(вывоз)". В этом случае временно ввозимые товары должны быть вывезены
обратно с таможенной территории России в неизменном состоянии, кроме изменений
вследствие естественного износа.
Этот таможенный режим предусматривает частичное или полное
освобождение от уплаты таможенных платежей.
Как уже рассматривалось выше, полное
освобождение от уплаты таможенных платежей установлено Налоговым кодексом РФ, Законом
№ 5003-1 и постановлением № 599.
Частичное освобождение от уплаты
таможенных платежей установлено Налоговым и Таможенным кодексами РФ. При этом
за каждый полный и неполный месяц импортер уплачивает 3% от
суммы таможенных пошлин и налогов, которую следовало бы уплатить в
случае выпуска товара для свободного обращения. Сумма таможенных платежей исчисляется
в долларах США исходя из ставок таможенных пошлин и налогов,
действующих на день принятия таможней ГТД (с заявленным таможенным режимом
временного ввоза (вывоза)).
Обратите внимание, что таможня разрешает применение режима
"Временный ввоз (вывоз)" только при наличии письменного заявления декларанта об
обратном вывозе (ввозе) товара.
Главный недостаток применения этого таможенного режима
для лизинговых сделок заключается в том, что максимальный срок временного
ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что
меньше обычного срока действия договора лизинга (три-пять лет).
Срок временного
ввоза товара устанавливает таможня исходя из цели ввоза товара (лизинга
оборудования) и обстоятельств ввоза (времени, необходимого для перемещения товара). В
день, когда истекает этот срок, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить
о смене таможенного режима на другой или поместить товар на
склады временного хранения.
Продлить максимальный срок режима временного ввоза (два
года) можно только по решению ГТК России6.
Как продлить срок
временного ввоза (вывоза) товаров
Людмила Карамзина, заместитель начальника Управления организации
таможенного контроля ГТК России ГТК России может продлевать срок временного
ввоза (вывоза) для отдельных категорий товаров. Так, мы даем разрешения
на продление временного ввоза по контрактам по лизингу для большегрузных
автомобилей. Такое разрешение, например, было выдано по договору лизинга мини-
хлебопекарни для отдаленной деревни в Сибири. Иначе говоря, разрешение дается
именно в тех случаях, когда это действительно необходимо. Чтобы получить
разрешение на продление срока временного ввоза, заявитель обязан представить следующие
документы:
заключение таможни (установленной формы) о целесообразности дальнейшего продления
срока временного ввоза (вывоза) товаров.
Для принятия решения о возможности
продления срока временного ввоза мы, как правило, посылаем запросы в
соответствующие министерства (например, Минэкономразвития России либо в министерство, в ведении
которого находится деятельность организации заявителя) или запрашиваем у территориального налогового
органа подтверждение об отсутствии задолженности по федеральным налогам у лица,
перемещающего товары. Как сменить таможенный режим
Если предмет лизинга переходит
в собственность лизингополучателя либо заканчивается срок его временного ввоза, он
должен быть помещен под таможенный режим "Выпуск для свободного обращения".
Если же временно ввезенные товары помещаются под этот режим, то
взимаются все таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы за таможенное
оформление, подлежащие уплате при этом таможенном режиме7. При их исчислении
применяются ставки и курс иностранных валют, действующие на день принятия
таможней ГТД (с заявленным таможенным режимом "Выпуск для свободного обращения").
В настоящее время законодательно не урегулирован вопрос о возможности зачета
таможенных платежей, уплаченных при режиме "Временный ввоз (вывоз)", если этот
режим меняется на режим "Выпуск в свободное обращение".
Можно ли
зачесть таможенные платежи при смене таможенного режима
Людмила Карамзина, заместитель
начальника Управления организации таможенного контроля ГТК России Согласно Налоговому кодексу
РФ при временном ввозе компания, ввозящая товар, частично освобождается от
уплаты таможенных платежей, то есть платит 3% в месяц от
суммы, которую нужно было бы уплатить, если бы товар выпускался
в свободное обращение.
В дальнейшем таможенный режим может изменяться. Но
при режиме "Выпуск в свободное обращение" налоги (акциз и НДС)
взимаются в установленном порядке. В настоящее время нет законодательных актов,
содержащих оговорки о том, что при изменении режима "Временный ввоз
(вывоз)" на "Выпуск в свободное обращение" должны засчитываться уже уплаченные
таможенные платежи. Поэтому засчитывать уплаченные ранее платежи мы не можем.
Кроме того, если при временном ввозе таможне предъявляется договор лизинга
с правом выкупа предмета лизинга, то товар ввозится однозначно для
того, чтобы быть оставленным на территории России. В этом случае
лучше сразу выбрать режим "Выпуск в свободное обращение".
Практика показывает,
что воспользоваться режимами, при которых иностранные товары освобождаются от уплаты
таможенных пошлин, налогов ("Свободная таможенная зона" и "Свободный склад"), может
ограниченный круг участников внешнеэкономической деятельности, реализующий приоритетные для российской экономики
инвестиционные проекты.
Таможенный контроль при лизинге
Обратите внимание, что международный
лизинг отнесен таможенниками к "группе риска", другими словами к сделкам,
которые могут привести к неуплате таможенных платежей.
Это свидетельствует о
повышенном внимании фискальных органов к участникам внешнеэкономической деятельности, задействованным в
подобных операциях. Например, при таможенной проверке у лизингополучателя рекомендуется проверять
правильность учета поступившего лизингового имущества, отражения причитающихся лизингодателю платежей, стоимости
лизингового имущества в случае его выкупа, своевременность списания лизингового имущества
с забалансового счета 001 в случае его возврата лизингодателю.
Такой
достаточно жесткий контроль вызван, в частности, отсутствием валютного контроля при
осуществлении международного лизинга10.
Автор: Чижова Ирина (подполковник таможенной службы Северо-Западного
управления ГТК России)