бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЛИЗИНГ
Из истории российского законодательства о лизинге.

Альберт Сабитов,
юрист Группы
по развитию лизинга МФК

При помощи этой публикации мы хотим восстановить в памяти читателей то, как развивалось российское законодательство о лизинге до момента принятия Федерального Закона.

Можно выделить три периода становления законодательства о лизинге.

Первый период - до начала 90-х годов.

Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки.

В этот период лизинговой деятельностью, в основном, занимались крупные внешнеторговые объединения. Такое положение дел было обусловлено, в частности, наличием на экономическом пространстве бывшего СССР только государственного сектора экономики.

Второй период - с начала 90-х годов.

С началом так называемых "рыночных" реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство все еще отсутствовало.

Данный период можно охарактеризовать следующими признаками:

  • отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга. Но лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде;
  • большой степенью риска для участников лизинговой деятельности, что сдерживало развитие лизинга.
    До 1996 года лизинг мог осуществлять-ся в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему" (статья 4 ГК РСФСР 1964 года).

    В этот период для договоров лизинга характерно наличие элементов договора купли-продажи и имущественного найма.

    Третий период в развитии законодательства о лизинге в России.

    Указ Президента от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" и ряд последующих нормативных актов Правительства знаменуют начало третьего периода развития лизинга в России.

    Указ Президента РФ № 1929 - первый нормативный документ, который непосредственно определил лизинг как самостоятельный вид сделки, дал определение лизинга и его объектов, декларировал важность использования лизинга "в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства".

    В развитие Указа Президента РФ "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" № 1229 от17 сентября 1994 года было принято Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности". Это Постановление помимо прочего ввело в действие Временное положение о лизинге.

    Временное положение о лизинге описывало:

  • общие принципы осуществления лизинговых операций,
  • права и обязанности участников лизингового договора,
  • состав и порядок уплаты лизинговых платежей.

    Временное положение о лизинге действует до сих пор, но с учетом требований ГК РФ и Федерального Закона "О лизинге".

    Важнейшим событием в развитии лизинга в России стало принятие Второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации, которая вступила в действие в марте 1996 года. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), должны были рассматриваться через "призму" ГК.

    Арендные отношения регулируются главой 34 ГК, параграф 6 этой главы посвящен непосредственно финансовой аренде (лизингу).

    Необходимо остановиться на различиях в понятиях лизинга и аренды:
    Leasing в переводе с английского означает "аренда". В мировой практике существует два основных вида лизинга: оперативный и финансовый. В России слово стало общеупотребительным только в начале 90-х годов с началом второго этапа развития лизинга. В нормативных актах этот термин появился только с выходом Указа Президента. Учитывая, что понятие оперативного лизинга идентично нашей аренде, можно сделать вывод о том, что употребляя термин "лизинг", авторы нормативных документов имеют в виду финансовый лизинг. Это подтверждается и определением, данным в Гражданском кодексе.

    "По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей." Выбор продавца и имущества может осуществляться и арендодателем, если это предусмотрено в договоре.

    В отличие от договора аренды при договоре финансовой аренды (лизинга):

  • появляется новый участник сделки - продавец (поставщик),
  • арендодатель должен приобрести имущество именно для лизинга,
  • активная роль арендатора - подача заявки, выбор имущества и продавца, если иное не указано в договоре.

    Однако, следует обратить внимание, что при буквальном толковании определения лизингового договора, данного в ГК РФ, первичным в лизинговой сделке является обращение лизингополучателя к лизингодателю,
    использование объекта лизинга только в предпринимательских целях.

    Таким образом, мы видим, что предметом регулирования параграфа 6 главы 34 ГК являются:

  • трехсторонние отношения между арендодателем, арендатором и продавцом (поставщиком),
  • распределение между ними прав и обязанностей,
  • ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

    Параграф во многом соответствует Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 года, которая также делает акцент на трехстороннем характере отношений. Конвенция ратифицирована Россией в 1998 году.

    Практически все положения параграфа 6 главы 34 ГК РФ носят диспозитивный характер, и стороны могут решать многие вопросы по своему усмотрению, если это не противоречит закону.

    Параллельно законодательной базе развивалась и база нормативная.

    Постановлением Правительства Российской Федерации № 752 были внесены изменения и дополнения во Временное положение о лизинге. Постановление было принято 27 июня 1996 года.

    Временное Положение было дополнено следующими нормами :

    По соглашению сторон - возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов.

    стороны лизингового договора могут выби-рать, у кого на балансе стоит оборудование.
    "Условия постановки лизингового иму-щества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга".

    После принятия Постановления Правительства РФ от 20.11.1995 № 1133 "О внесении дополнений в Положение № 552 о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли)" у участников лизинговых сделок появилась возможность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг):

  • у лизингодателя - затрат на выплату процентов по заемным средствам,
  • у лизингополучателя - лизинговых платежей, затрат на выплату процентов по заемным средствам.

    Исходя из вышеизложенного мы можем отметить, что к моменту принятия Федерального Закона "О лизинге" в Российской Федера-ции имелось в достаточной степени развитое законодательство, регулирующее лизинговую деятельность. Подробный комментарий к Федеральному Закону "О лизинге" мы предложим Вашему вниманию в следующем номере бюллетеня.

  • Rambler's Top100      
    Hosted by uCoz