В общем системном кризисе экономики России инвестиционный кризис является самым
жестоким и тяжелым. По опубликованным данным в период с 1992
по 1997 годы при среднегодовых темпах падения валового внутреннего продукта
на 7,5 %, валовой продукции промышленности на 10 % инвестиции
в реальный сектор экономики сокращались в среднем за год более
чем на 25 %. И это при том, что сегодня
мы имеем 70 - 90 процентный уровень изношенности основных фондов
большинства российских промышленных предприятий и предприятий сферы услуг. Очевидно, широкомасштабное
перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий -
ключ к решению экономических проблем России. Предельно ясно, что здесь
без инвестиций в основные фонды не обойтись. В свое время
именно лизинг был предложен и поддержан правительством, как инструмент, позволяющий
решать инвестиционные проблемы реального производства. Сегодня он таким и остается,
только теперь этот инструмент более выверен и отлажен, а в
проекте закона "О лизинге" он определен как вид именно инвестиционной
деятельности. В кажущейся, на первый взгляд, сложности лизинговой сделки, на
самом деле, заложена предельная простота и ясность взаимоотношений всех ее
участников. Здесь каждый занимается своим делом: лизингополучатель с максимальной отдачей
эксплуатирует поставленное оборудование и тем самым обеспечивает стабильность (экономическую и
социальную) собственного предприятия. Поставщик оборудования обеспечивает комплектность поставки и гарантийное
обслуживание, финансовое учреждение следит за выполнением кредитного договора, страховая компания
оценивает риски сделки и отслеживает момент наступления страхового случая, а
лизингодатель следит за правильностью использования лизингового оборудования и исправностью поступления
лизинговых платежей. Именно на последнем, замыкаются все нити сделки. В
результате, лизингополучатель с его ограниченными свободными финансовыми ресурсами не утруждает
себя заботой поиска кредита в банке, относит приобретаемое оборудование на
себестоимость продукции, причем по ускоренной в три раза амортизации и
по расчетам специалистов, подтвержденным практикой, экономит 15 - 20 %
от стоимости оборудования. Банк, или кредитное учреждение, получает гарантии возврата
кредита и процентов по нему в виде реально существующего и
исправно работающего оборудования. Лизинговая компания, как координатор интересов всех сторон
сделки за свои хлопоты получает вознаграждение от лизингополучателя. В настоящее
время лизинг в основном ориентирован на работу с солидными в
финансовом и экономическом отношении или обладающими высоким социальным статусом лизингополучателями.
Например, компания "МЕДЛИЗИНГ" работает на уровне краевых и городских больниц.
Эти медицинские учреждения платят 20 % предоплаты от стоимости оборудования
и получают его в свое пользование с условием полной оплаты
поставки в течение 2 - 10 лет. Обычно это оборудование
первой необходимости, без которого невозможна современная диагностика при лечении детей,
больных старшего возраста. Все оказываются в выигрыше от лизинга, и
прежде всего - больные. Сплошь и рядом из-за отсутствия диагностического
оборудования больных вынуждены направлять на обследование в больницы и поликлиники,
зачастую находящиеся за сотни километров от их местожительства, где и
своих больных сверх меры. Многие вынуждены оплачивать такие поездки за
свой счет, выкраивая из далеко не богатого семейного бюджета последние
рубли. Для региональных администраций это важнейший вопрос социальной политики. Ведь
в данном случае поставляется высококачественное и высокопроизводительное оборудования, гарантирующее самый
широкий охват пациентов, и, следовательно, доступность медицинских услуг для всех
слоев населения. Многие руководители регионов нас понимают и поддерживают. Они
выступают гарантами во взаимоотношениях лизингополучателя с лизинговой компанией. Хотя, существующая
сегодня практика формирования бюджетов всех уровней предусматривает финансирование только жизненно
необходимых затрат. В условия лизинга, как минимум, входит доставка оборудования
заказчику, монтаж, пуско - наладочные работы, гарантийное обслуживание в течение
года, обучение специалистов и врачей работе на аппаратуре, как в
крупнейших клиниках Москвы, России, так и за рубежом. При этом
оплата обучения учитывается в стоимости оборудования. Основу законности сделок по
лизингу оборудования до недавнего времени составляли глава в Гражданском кодексе
(где лизинг именуется исключительно как финансовая аренда), да ряд постановлений
правительства России и инструктивных писем финансовых и экономических ведомств. Нормативная
база при отсутствии сильных традиций лизинга в России "по определению"
грешит неопределенностями и противоречиями, усложняет схемы сделок и допускает вольность
толкования тех или иных действий участников сделки фискальными органами. Это
делает российский лизинг бизнесом с высокими рисками и отпугивает реальных
инвесторов как российских, так и зарубежных. В июне-июле, с незначительным
разрывом по времени, прошли второе и третье чтения федерального закона
"О лизинге". Более чем затянувшийся срок подготовки второго чтения был
вызван не столько большим количеством поправок (их поступило около 300),
сколько значительной остротой и противоречивостью содержавшихся в них предложений. Одни
настаивали на том, что Гражданский кодекс самодостаточен для регулирования лизинговых
отношений и самостоятельный закон не нужен, другие пытались описать в
законе всю гамму правоотношений лизингового бизнеса, третьи делали основной упор
на вопросы амортизации оборудования и недвижимости, настаивали на законодательном закреплении
или развитии существующей но часто не работающей, системы льгот для
лизинговых компаний, четвертые пугали этими льготами, подрезающими, по их мнению,
принципы конкуренции и т. д. Разработчиками закона была сделана попытка
согласовать большинство, подчас противоречивых, мнений, что позволило подойти ко второму
чтению с проектом, который, по мнению многих депутатов и специалистов,
стал более содержательным, более юридически выразительным и нормативно строгим. В
принципе, ратификация в начале 1998 года нашим парламентом конвенции УНИДРУА
позволяет работать лизинговым компаниям на внешнем рынке в соответствии с
международными требованиями. Но несоответствие нормам конвенции норм лизинговой деятельности внутри
страны не дает возможности в полной мере воспользоваться преимуществами, заложенными
в этой конвенции, повышает риски иностранных инвесторов, что неизбежно влечет
за собой удорожание инвестиционных проектов для российского участника. И здесь
речь идет, прежде всего, о защите прав инвестора, то есть
того, кто "за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает
в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет
его в качестве предмета лизинга лизингополучателю... во временное владение и
пользование с переходом или без перехода..." к последнему права собственности
на этот предмет. Собственно говоря, вся вторая глава закона, а
это треть всего его объема, посвящена именно этой проблеме и
является его основой (экономика лизинга в той или иной мере
уже была прописана в различных нормативных актах правительства и в
основном эти нормы опробованы на практике). Она настолько подробно описывает
весь процесс заключения и реализации сделки, что уже сейчас, до
принятия закона, может служить ориентиром для многих участников рынка. Еще
важно то, что многие нормы этой главы можно трактовать как
нормы прямого действия. В силу специфики предмета закона ("по экономическому
содержанию лизинг относится к прямым инвестициям") он неизбежно вторгается в
сферу кредитно - денежных и финансовых отношений. Здесь, очевидно, потребуется
внесение изменений в гражданский, налоговый и таможенный кодексы. Учитывая, что
это достаточно сложная процедура, разработчики закона постарались как можно подробнее,
и в соответствии с действующим законодательством, прописать весь перечень инвестиционных
затрат, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга, порядок взаиморасчетов,
механизм ускоренной амортизации и пр. Теперь, по нашему мнению, внесение
поправок в указанные законодательные акты во многом будет "делом техники".
В России пока только говорят об ожидаемом лизинговом буме, но
все предпосылки к этому, на наш взгляд, имеются. По крайней
мере, динамика объемных и качественных показателей рынка лизинговых услуг позволяет
на это надеяться. И здесь мы, конечно, рассчитываем на государственную
поддержку, формы которой наработаны мировым опытом и отечественной практикой. К
сожалению, в силу чисто технических причин, в законе напрямую не
нашли отражение вопросы лизинга в сфере малого и среднего бизнеса.
Единственное, что нам удалось, это включить физических лиц в состав
возможных участников лизинговых сделок. Хотелось бы, чтобы более четко и
подробно были определены нормы, касающиеся лизинга недвижимости, страхования сделок. Материалы взяты
с сайта: http://business.rin.ru/
|