Инвесторов пугают неприемлемо большие потери в случае неудачи проекта. Повышение
коммерческой привлекательности и увеличение объема прямых вложений в экономику неразрывно
связано со снижением инвестиционных рисков, т.е. созданием условий, при которых
возможность высоких доходов для инвесторов в случае успеха проекта не
сопровождалась бы неприемлемо большими потерями при его провале. Сравнительно небольшой
(по масштабам России) объем прямых инвестиций в реальный сектор экономики
можно объяснить большими политическими и макроэкономическими рисками. Однако, учитывая высокий
научно-технический потенциал страны, доля венчурных инвестиций в российские высокотехнологичные проекты
1-2% выглядит явно недостаточной. Если же структура инвестиций внутри страны
(или региона) оказывается несбалансированной, т.е. какие-то сектора экономики остаются практически
без инвестиций, то, скорее всего, это связано с недостаточным инфраструктурным
обеспечением конкретного вида бизнеса и может быть изменено. Инфраструктуру поддержки
(обеспечения) любой деятельности можно условно разбить на три основных сектора:
технологический, финансовый и кадровый. Если технологический сектор ассоциируется в первую
очередь с материальными элементами, такими, как бизнес-инкубаторы, торговые дома и
инновационно-технологические центры и технопарки, а финансовый реализуется в виде разнообразных
инвестиционных инструментов: стартовых и гарантийных фондов, а также различных фондов
технической помощи, объединяющих бюджетные, общественные и частные средства; то кадровое
обеспечение носит в основном нематериальный характер и представляет собой систему
формальных и неформальных связей, реализуемых через различные ассоциации, объединения, клубы,
а также систему консультационных услуг, обучения и переподготовку предпринимателей и
менеджеров. При этом роль материальной составляющей инфраструктурного обеспечения зачастую преувеличивается
в ущерб нематериальной - системе внешних и внутренних связей субъектов
инвестиционного процесса. Возвращаясь к ситуации в России, можно сказать, что
если еще вчера основной риск был связан с политической нестабильностью,
то уже сегодня на первый план выходят проблемы несбалансированности и
неупорядоченности нормативно-правовой базы экономических преобразований и неготовности государственных и общественных
структур, других субъектов хозяйственной деятельности к работе в рыночных условиях.
Таким образом, можно сказать, что основной риск по-прежнему связан с
отсутствием стабильности, но уже не политической, а организационной и экономической.
Создание более устойчивой, предсказуемой и упорядоченной ситуации на мезоуровне напрямую
зависит от создания адекватной инфраструктуры, которая при стремлении к эффективности,
для потребителя всегда должна быть адресной и определяться исключительно запросами
бизнеса. Так, если в США венчурный капитал был исходно ориентирован
на финансирование перехода от идеи (в основном технической) к ее
промышленной реализации (технологическая инновация), то в странах с так называемой
переходной экономикой венчур в основном концентрируется на заполнении или создании
новых рынков, т.е. рынков товаров и услуг, которые стали возможными
после качественных политических изменений в этих странах. Отсюда и разница
в подходах: если в первом случае основные риски - технические,
то во втором - рыночные, политические, организационные. Следовательно, и перед
создаваемой инфраструктурой стоит задача минимизировать именно эти специфические риски (даже
в технологических проектах). Создаваться инфраструктура может как сверху - международными
организациями, федеральными и региональными властями, так и снизу - представителями
различных видов бизнеса, заинтересованными в защите и продвижении своих интересов.
Крайне важно найти правильный баланс между различными участниками и обеспечить
трансформацию от централизованной системы поддержки промышленности и предпринимательства к децентрализованной,
при которой международные организации и государственные структуры помогают частным найти
и реализовать их собственные решения. Практически все участники инвестиционного процесса
прямо или косвенно заинтересованы в развитии инфраструктуры, хотя и по
разным причинам. Международные организации, как некоммерческие (комиссия Европейского союза, Организация
Объединенных Наций по промышленному развитию, Организация по экономическому сотрудничеству и
развитию и др.), так и коммерческие (Европейский банк реконструкции и
развития, Международная финансовая корпорация, Всемирный банк) заинтересованы в первую очередь
в стабилизации рыночной экономики и необратимости преобразований, а также, в
зависимости от статуса этих организаций, либо в улучшении социальных условий
жизни населения, либо в укреплении демократических институтов, либо в получении
экономического эффекта от вложенных средств. Правительство, также заинтересованное в стабильности
и необратимости преобразований, одновременно ставит задачу расширения социального слоя российского
населения, положительно воспринимающего эти преобразования, расширения налогооблагаемой базы и улучшения
собираемости налогов, повышения эффективности реального сектора экономики. Для решения последней
задачи федеральные органы власти стремятся увеличить инвестиционную привлекательность страны в
целом, так же как и региональные власти - привлекательность своих
регионов. Что же касается инвесторов и получателей инвестиций, то они
имеют очень сильную экономическую мотивацию, стремясь, одновременно сотрудничая и соперничая,
получить максимальную прибыль для себя при минимальном риске потерять свои
инвестиции и свой бизнес. При этом выгода для всех участников
процесса носит косвенный характер и проявляется при успешном развитии основного
бизнеса, а сама инфраструктура является лишь инструментом, требующим определенных затрат.
Однако инфраструктура может рассматриваться и как объект инвестиций с целью
получения коммерческой выгоды. В этом случае применим в полной мере
подход, обычный при проектном финансировании в сферу услуг. Деловой Петербург
(Санкт-Петербург)
|