Не так давно на конференции в Лондоне, посвященной инвестициям в
Россию, я разговорился с одним западным бизнесменом, который в первой
половине 90-х гг. вел дела в нашей стране, неплохо знает
наши порядки и следит за событиями в России. На мой
прямой вопрос, почему Запад так мало инвестирует в Россию, Роберт
процитировал только что оглашенное послание президента Федеральному собранию, те его
места, где говорилось о дебюрократизации экономики, ведомственном нормотворчестве, избыточном вмешательстве
государства и "статусной ренте" чиновничьего сословия. Его прогноз был для
меня крайне неожиданным: Роберт абсолютно уверен в том, что инициативы
президента по наведению порядка в экономике будут выхолощены, размыты, заболтаны.
Примерно так же рассуждали в первые месяцы исполнения обязанностей президента
Владимиром Путиным и российские предприниматели. Тогда резко возрос отток капиталов;
без малейших макроэкономических причин курс доллара взлетел с 27 почти
до 29 руб. Но когда к августу 2000 г. доллар
подешевел у нас на 1 руб., думается, они осознали свою
ошибку. На мои возражения Роберт ответил, что стоит подождать развития
событий и что лично он уверен: как только дело дойдет
до усиления налоговой нагрузки на бизнес, этот шаг будет сделан
быстро и эффективно. Вот именно поэтому он сам и не
инвестирует в Россию. Не хотелось принимать столь жесткие утверждения моего
собеседника на веру, но прошедший месяц показал его полную правоту.
Из пакета законопроектов по дебюрократизации, срок подготовки которых по плану
действий правительства истек еще в ноябре 2000 г., только один
принят Думой в первом чтении - практически сразу после поступления
в ГД. Зато проект 25-й главы Налогового кодекса внесен в
Госдуму в варианте, фактически противоречащем политическим установкам президента о снижении
налоговой нагрузки на нерентный сектор экономики. Законопроект формально сохраняет в
полном объеме действующую сейчас инвестиционную налоговую льготу, по которой 50%
прибыли можно направлять на инвестиции без налогообложения. Однако в нем
появилась статья, оставляющая решение о применении этой нормы за чиновниками
налоговых инспекций и фактически содержащая в себе возможность бюрократической отмены
этой льготы. Именно такого рода законодательные противоречия и порождают ситуации,
о которых президент и говорил в своем послании Федеральному собранию
РФ: "... чиновники продолжают, к сожалению, давить бизнес, сдерживая деловую
инициативу и активность". На мой взгляд, в нашем налоговом законодательстве
по-прежнему преобладает примитивно-фискальный подход. Бюджет, исправно выплачивая долги и полностью
проводя расходы по внутрироссийским бюджетным обязательствам, в апреле с. г.
получил 34 млрд руб. профицита. За этот год допдоходы наверняка
превысят 200 млрд руб. Какой смысл сейчас гнаться за ростом
доходов государства, повышая налоговую нагрузку на экономику? Чтобы сократить налогооблагаемую
базу будущих периодов? Мои коллеги по Госдуме уже готовят необходимые
поправки. И лично мне очень не хочется, чтобы мой лондонский
собеседник оказался прав в том, что в России чиновник всегда
сильнее политика. Даже если этот политик президент. Автор - председатель
парламентского объединения "Деловая Россия", доктор экономических наук Игорь Лисиненко. Ведомости
|