Прошедший в рамках «Интерстройэкспо-2003» Международный конгресс по строительству выявил
любопытную деталь: развитие современного инвестиционно-строительного комплекса сводится не только к
наращиванию квадратных метров и применению новых строительных технологий. Развитие рынка
в современных условиях, по мнению генерального директора холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслава
Заренкова, требует комплексного осмысления происходящего,в том числе и понимания научных
и даже философских аспектов строительства.От этого во многом зависит формирование
жилой среды города и жизнь будущих поколений. Программа мероприятий уровня
«Интерстройэкспо» не ограничивается обменом мнениями между участниками инвестиционно-строительного рынка по
узкоспециализированным темам. На таких выставках, как правило, намечаются и формируются
стратегические вопросы развития мегаполисов, в частности, Санкт-Петербурга как одного из
крупнейших и наиболее перспективных городов мира. Однако стратегическое развитие невозможно
без ясного понимания сути и первооснов строительного процесса. Например, кто
важнее в возведении здания – архитектор или строитель, что первично?
Этот вопрос незримо присутствует не только в градостроительном, но и
в инвестиционно-строительном процессе, став камнем преткновения между проектировщиками, строителями и
инвесторами. «Постановка вопроса таким образом неверна в принципе, – говорит
руководитель холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков. – Основой, определяющей результативность предприятия,
а тем более градостроительства, где сильно вариативное начало, является идея,
которая может и не принадлежать никому из указанной триады». Главное качество
идеи, по мнению Вячеслава Заренкова, – это ее конструктивность. Идея
обязана предполагать целесообразное созидание, общественную пользу, прогресс. Она также должна
быть новой, потому что любой бизнес подразумевает рынок сбыта, а
он, как известно, насыщается. Другая важная особенность идеи – ее
актуальность, иначе говоря, востребованность обществом и возможность воплотить ее в
современных условиях. То есть рождающий идею должен при этом непременно
улавливать социальную потребность. Эти аспекты были выделены в научных работах
и статьях Вячеслава Заренкова, опубликованных в «Строительном Еженедельнике» в №№
58, 59, 60. Во многом вероятность реализации идеи зависит от того,
кто ее автор. Взять, например, Петра Великого, который ради реализации
идеи строительства Санкт-Петербурга жертвовал всем: мог заразить окружающих своей одержимостью,
убедить их в собственной правоте, а в случае несогласия заставить,
жесточайше наказывая, сомневающихся и непокорных. Но должен ли современный автор
идеи обладать такими качествами? В какой-то степени – да. Однако
не надо забывать, что мы живем в другом времени, в
другой исторический период и, конечно же, у нас нет (да
и слава Богу) такой безграничной власти, как у Петра I. Прикасаясь
к такому градостроительному материалу, как Санкт-Петербург, продолжает Вячеслав Заренков, современный
автор идеи и архитектор должны не только обладать профессионализмом и
теми чертами характера, которыми обладал Петр I, но и иметь
безукоризненное чувство стиля, быть носителями культуры в комплексном понимании этого
смысла, быть ответственными не только перед горожанами, но и перед
самой историей. Современный архитектор – человек творческий. Однако в отличие
от других творческих профессий, таких как художник, поэт, писатель, музыкант
он не может творить столь же свободно. Он зависит от
множества обстоятельств и людей, в частности, от заказчиков, иногда не
понимающих градостроительных проблем, а порой и невежественных. В связи с
этим уместно привести слова одного известного архитектора, который, говоря о
несовершенствах нынешнего образования, сетует: «Любые прихоти заказчиков профессиональные архитекторы как-то
перемелют, переварят и причешут, – тому было немало примеров. Но
когда качество образования падает, падает и сопротивляемость навязываемым идеям, когда
за деньги готовы строить по схеме «чего изволите». Человеку же
прежде всего необходимо иметь жилище, где бы он мог спать,
есть, отдыхать, воспитывать детей и т.п. Организация жилища – это
не только типы жилья, планировка квартир, комнат, но и комфорт
жилища, который определяется возможностью использования каждого сантиметра площади, продуманностью деталей
каждого окна, двери, вплоть до ручек на них, формы сантехники.
Наконец, свет, цвет в жилище и многое другое, все это
является задачами проектирования современного жилья. Вместе с тем современное жилье не
мыслится без комплексного социального, культурного и бытового обслуживания: системы детских
садов-яслей, школ, магазинов, зрелищных и спортивных центров, поликлиник и объектов
бытового обслуживания. Нужно знать также демографию и социологию, представлять себе
структуру населения, типы семей, их количество. Необходимы знания инженерной психологии,
гигиенистики, дизайна. Таким образом, термин «жилище» уже давно вышел за
тесные рамки, и сегодня гораздо точнее и полнее эту систему
отражает понятие «жилая среда». На каждом уровне – от квартиры до
системы расселения – жилая среда обладает определенной структурой. «Так, в
масштабе поселения, жилого района или комплекса, – рассуждает Вячеслав Заренков,
– она представляет собой совокупность элементов природного ландшафта, жилых зданий,
объектов культурно-бытового назначения, транспортных и пешеходных путей, элементов благоустройства и
озеленения и т.п. Сочетания этих элементов могут быть самыми различными,
но каждый раз они образуют целостную систему, в которой развертывается
значительная часть жизнедеятельных процессов (быт, досуг и др.). Возникающая в
рамках такой системы жилая среда обладает организованным пространством. Из нее
удалено производство и другие функции, несвойственные зонам поселения». У жилой
среды несколько срезов. Это и Петербург со всеми нами, такими
похожими и такими разными. Это и Купчино, Ульянка, озеро Долгое
– громадные жилые массивы размером с областной город. Это и
компактные, только еще поднимающиеся современные кварталы: «Ланской», «Биржевой», «Морской фасад»,
«Морской каскад» или «Живой родник», где уж точно дышать человеку
будет вольно, ибо на пути к своей «крепости» встретит он
лишь себе подобных. Таким образом, только идея комплексной застройки, где
двор или улица является логичным продолжением квартиры, может претендовать на
сколько-нибудь долгосрочную перспективу. В этом отношении Вячеслав Заренков выделяет три
составляющих. Первая – это выбор и получение пятен под комплексную
застройку при действующем ныне регламенте этой процедуры. «В городе достаточно
мест для строительства не псевдоэлитных отдельных построек, – считает г-н
Заренков, – а кварталов, комплексов того или иного класса. И
это не только общеизвестные Северо-Запад, Северо-Приморская часть, озеро Долгое, но
и центр Петербурга». Вторая составляющая комплексной застройки – это создание комфортной
инфраструктуры всего микрорайона. Важно, по словам Вячеслава Заренкова, чтобы человек,
выйдя из своей квартиры, мог почувствовать, что по-прежнему находится в
нормальной полноценной атмосфере, чтобы он мог ступить на землю, выложенную
красивой плиткой, мог сесть на удобную скамейку под декоративными фонарями,
чтобы взгляд зацепился за доминанту (коль скоро Адмиралтейство и Исаакий
отсюда не видно!), чтобы мог выйти к морю, прогуляться вдоль
берега не по грязи и битым бутылкам, а по ухоженным
тротуарам посреди газонов с цветами и прочее, прочее, прочее. Смысл третьей
составляющей в том, что кварталы, микрорайоны должны организовываться, как было
упомянуто, по социально однородным сообществам. Менталитет и, если хотите, уровень
должен быть примерно одинаков: это в равной степени относится и
к элитным комплексам, и к так называемым социальным домам. Подготовил Андрей
Теплоухов OOO "Издательство Строй-Пресс"
|