Владимир Кузьмин, Правдинскнефть ( http://www.bkg.ru ) До
1999 года каждое предприятие, входящее в ЮКОС, имело в своем
составе штат специалистов по ИТ (они работали в цехе автоматизации
производства или в информационном бюро АСУ). "Цеховики" производили техническое обслуживание
и ремонт (ТОиР) промысловой автоматики и связи, "асушники" -- ТОиР
компьютерной техники, сетей и программного обеспечения. До подразделений доводились штатное
расписание, фонд заработной платы, плановые затраты и графики ТОиР. Отчеты
о проделанной работе формально предоставлялись в виде актов выполненных работ.
Три года назад ИТ-подразделения ЮКОСа были выведены из штата предприятий
в самостоятельные общества с ограниченной ответственностью (ООО). Далее ИТ-услуги предоставлялись
самостоятельными предприятиями на договорной основе: заказчик -- нефтегазодобывающие управления (НГДУ),
подрядчики - новые ООО. С первого дня я уяснил для
себя, что услуги ИТ -- это часть бизнеса компании, глобальная
цель их улучшения - обеспечение конкурентного преимущества на внутреннем и
внешнем нефтяном рынке. Поэтому возникла сложная и противоречивая задача: с
одной стороны, снижение затрат на ИТ-услуги (для того и выводили
ИТ-службы за штат), с другой -- повышение качества этих услуг.
Наверняка кто-то столкнется с такой проблемой в будущем, поэтому советую
в процессе реорганизации принять в штат предприятия, например, в отдел
автоматизации и связи, по одному специалисту из уходящих "на вольные
хлеба" подразделений. Им придется предложить должности инженеров отдела. В моем
случае было немного проще: в разные периоды я работал в
обоих подразделениях, выводимых за штат. Проблемы оптимизации ИТ-услуг 1. Право
интеллектуальной собственности (на ПО). Законы "Об авторском праве и смежных
правах" и "О правовой охране программ для ЭВМ и баз
данных" настолько туманны и неконкретны, что поставщик услуг ИТ в
редких случаях может доказать право собственности на ПО, равно как
и обосновать цену на него (или на разработку ПО --
в человеко-часах). 2. Налоговый кодекс все затраты на приобретение и
модернизацию ПО, а также на все связанные с этим ИТ-услуги
предписывает относить на себестоимость. А себестоимость повышать нельзя! 3. Нормы
амортизации СВТ и ПО (Совмин, 1990 год!). Нормы амортизационных отчислений
по группе "Вычислительная техника" составляют 7,1-12,5% в год, то есть
полная амортизация должна занимать не менее 8 лет, что приводит
к снижению оборотных средств предприятия. Между тем в последние два
года модернизировать ПО и СВТ приходится ежегодно под новые задачи.
4. Много неопределенностей таится и в ценниках на пусконаладочные работы.
Так, на отладку программы длиной свыше 1500 команд полагается затратить
1,29 человеко-часа. 5. Заказчик не может иметь в штате специалиста
по ИТ (программиста), так как существует положение об отнесении затрат
на управление производством, которое запрещает относить на себестоимость затраты на
ИТ при наличии своих специалистов! Поэтому провести экспертизу по пункту
4 у заказчика фактически некому. 6. Улучшить качество услуг ИТ
при тех же затратах (фактически снизить затраты) удается редко. Все
инструменты повышения сервиса (аппаратные и программные) сразу выставляются в затраты
и возвращаются в цене услуг, так как других источников у
поставщика услуг ИТ практически нет. В нашем случае компании приходится
финансировать аппаратное и программное обеспечение сервисных ООО (web-система сбора и
обработки заявок, диспетчерская служба заявок) со стадии разработки и далее
в процессе эксплуатации.
|