Но до 2005 г. останется "экономически необоснованным" На 2003 г.
МНС получило непосильное задание по сбору земельного налога, а компании
- выросшие почти вдвое счета за землю. Очередное повышение ставки
сделало земельный налог "заметным" для бюджета, и налоговики сулят предприятиям
неприятности за уклонение от его уплаты. В правительстве признают, что
налог в нынешнем виде является экономически необоснованным. Но раньше 2005
г. обоснованным он не станет. В 2002 г. земельный налог
дал бюджету 25 млрд руб. (в 2001 - 16,1 млрд)
, заявил вчера начальник управления ресурсных платежей МНС Андрей Федоров.
Однако план по налогу, признался Федоров, впервые за 10 лет
его существования не был выполнен. Повысив с начала 2002 г.
ставку налога вдвое, правительство рассчитывало на рост доходов до 32
млрд руб. Выполнить план, пояснил Федоров "Ведомостям", помешали два
обстоятельства. Во-первых, "уменьшается налоговая база": часть плательщиков земельного налога -
предприятия, у которых земля была в постоянном бессрочном пользовании, -
оформляют арендные отношения с муниципалитетами и перестают платить налог. Арендную
плату местные власти собирают сами, без помощи налоговиков. Во-вторых, резкая
индексация ставки налога привела к росту недоимки. Она, говорит Федоров,
достигла к концу года 11 млрд руб. , увеличившись на
1,5 млрд руб. Остальную часть "недобора" (5 - 6 млрд
руб. ) дал, по мнению налоговика, переход плательщиков к режиму
аренды. Сосредоточиться на земельном налоге МНС решил во многом
из-за того, что половина налога, зачисляемая субъектам Федерации (столько же
получают муниципалитеты) , идет в этом году в дорожные фонды.
Ставка налога при этом повышена еще в 1,8 раза, а
план для МНС повышен примерно до 57 млрд руб. "До
недавнего времени этот налог никого не интересовал, - говорит чиновник
правительства, - а теперь решили выжать до последнего". Земельный
налог в нынешнем виде экономически не оправдан, сетует начальник управления
налоговой политики Минфина Александр Иванеев. "Промышленным предприятиям налог несколько раз
индексировали, и ставки у них достаточно высокие, а население и
сельхозпроизводители платят в 10 - 15 раз меньше", - констатирует
чиновник. Кроме того, многие платят за землю по льготным ставкам,
причем 90% льгот, замечает Иванеев, установлены Федерацией. Научные организации и
ГУПы не платят налог совсем. При отмене всех льгот
доход от земельного налога вырос бы примерно вдвое: по данным
Александра Андрякова из Экономической экспертной группы, в 2001 - 2002
гг. земельные льготы составляли 44 - 47% всей базы налога.
Устранить перекосы в структуре налога, говорит Иванеев, можно, только когда
ставка будет устанавливаться в процентах от кадастровой стоимости земли. Предложенные
Минфином ставки уменьшат разрыв между крестьянами и промышленниками в два-три
раза. Однако и Федоров, и Иванеев заявляют, что эта светлая
перспектива отодвигается на 2005 г. , поскольку кадастровая оценка далека
от завершения. Пока же компаниям остается готовиться к усилению
режима по земельному налогу. Федоров обещает, что УМНС будут жестко
взыскивать недоимку, контролировать начисленные суммы и запрашивать земельные комитеты региональных
администраций на предмет, правильно ли посчитана площадь земли. Налоговые
консультанты и юристы, однако, сомневаются в том, что "земельное ужесточение"
имеет смысл. Возможности минимизации платежей по земельному налогу невелики, говорит
гендиректор Corpus Juris Денис Балакин: это аренда здания у обладателя
земельной льготы и занижение площади. При этом ловить небольшое предприятие
на подтасовке цифр налоговикам довольно накладно, так как земельной статистикой
обладают только местные земельные комитеты, а за доказательство неправомерности льготы
мытарям приходится биться в судах, отмечает Балакин. Борис Грозовский. Земельный
налог стал "заметным". // Ведомости. - 2003. - №53.
|