В последнее время все большее количество банков выходят на рынок
потребительского кредитования. А вот насколько качественно удовлетворяют банки возникший со
стороны населения спрос на кредиты? Лучше всего об этом может
рассказать человек, который имеет личный опыт получения потребительского кредита. FinNews.ru
удалось поговорить с таким человеком. Вашему вниманию предлагается его рассказ.
Недавно у меня сломалась стиральная машина. Как обычно, важность чего-либо
понимаешь только после того, как это что-то теряешь. Поэтому долгих
размышлений и колебаний не было - надо покупать новую машину.
В магазине менеджеры помогли с выбором нужной модели, а следует
заметить, что выбирать пришлось из более 2-х десятков машин, после
чего встал вопрос оплаты. Я решил воспользоваться благами цивилизации и
оформить покупку в кредит. В данном магазине потребительские кредиты предлагают
два банка: патриарх работы с физическими лицами (Сбербанк) и банк-первооткрыватель
потребительского кредитования в новейшей России ("Русский Стандарт"). Поскольку первый предлагает
меньшие процентные ставки по кредиту (22% годовых против 29%), я
решил воспользоваться его предложением. В магазине был оформлен счет на
покупку, с которым я пошел в Сбербанк оформлять кредит. Там
меня постигло большое разочарование, но обо всем по порядку. Чуть
не с порога менеджер банка заявила, что со счетом я
поторопился, потому что он действителен только в течение 3 дней,
а так быстро банк решения о выдаче кредита не принимает.
Так, подумал я, придется еще раз ходить в магазин за
новым счетом. А если к тому моменту, когда банк даст
кредит, выбранную мной модель стиральной машины раскупят, что мне тогда
делать? Снова испытывать муки выбора? Но это так, лирическое отступление.
К сожалению, проблемы со счетом оказались не единственными. Поскольку один
мой знакомый недавно воспользовался кредитом Сбербанка, то я заготовил необходимые
для получения кредита документы: справку из компании, где я работаю,
о моих доходах за последние полгода и такую же справку
моего поручителя, работающего в той же компании. Выяснилось, что эти
справки банк уже не устраивают. Моему знакомому в свое время
в Сбербанке было сказано, что если у организации нет углового
штампа, то справка о доходах за последние полгода должна быть
напечатана на бланке организации. Он принес справку на бланке организации,
и она была благополучно принята. Я принес аналогичную справку, на
что мне было сказано, что она не годится, и предложили
на выбор оформить справку либо на блеклом бланке банка или
перепечатать справку не на бланке предприятия и поставить 2 печати.
На этом трудности не кончались. Сбербанк может предоставить кредит на
неотложные нужды или по схеме связанного кредитования. В первом случае
необходимо уже 2 поручителя, что означает дополнительную потерю времени на
поиски еще одного поручителя и получении им справки о доходах
из бухгалтерии, оформленной по стандартам Сбербанка. Во втором случае требуется
только один поручитель (он у меня уже был), но приобретаемую
технику необходимо будет застраховать в одной из предложенных банком страховых
компаний. Это уже потери не только времени, но и денег
- несколько процентов от стоимости покупки. Идем дальше. Срок рассмотрения
Сбербанком вопроса о выдаче кредита - от 8 до 12
рабочих дней /1,5-2,5 календарных недели/ в зависимости от выбранного типа
кредита. Хотя менеджер банка и пыталась меня уверить в том,
что, как правило, решение о выдаче кредита принимается быстрее заявленных
сроков - верилось в это с трудом. Слишком напоминала вся
процедура старые советские госучреждения с их неспешными порядками. Все это
означало, что полный срок от первого прихода в Сбербанк до
первой стирки растягивается как минимум на месяц. И это при
положительном решении вопроса о выдаче мне кредита. С возвратом кредита
тоже не все просто. Несмотря на наличие пластиковой карты того
же Сбербанка, на которую ежемесячно начисляется зарплата, использовать ее для
погашения кредита нельзя. Мне было предложено открыть в Сбербанке счет
до востребования, на который ежемесячно класть деньги в счет погашения
кредита. Казалось бы, хоть тут пошли навстречу человеку, ведь отделения
банка есть практически везде. Но нет, и здесь не обошлось
без "извращений". Менеджер банка порекомендовала открыть счет в их отделении,
как она сказала "для ускорения расчетов". Итог посещения Сбербанка, наверное,
ясен уже всем - кредит был взят не у него.
Но если вы, уважаемые читатели, думаете, что сейчас начнется восхваление
банка "Русский Стандарт" - вы глубоко заблуждаетесь. Итак, я отправился
обратно в магазин пытать счастья у банка "Русский Стандарт". Этот
банк обещает выдать кредит в течение 15 мин. Это так
и не так одновременно. Так, потому что на принятие решения
о выдаче или невыдаче кредита у банка действительно уходит около
15 мин. А не так, потому что для принятия решения
банку необходима анкета, заполненной потенциальным заемщиком. Анкета не сложная и
не очень большая: сведения о заемщике, его места жительства и
работе, наличии автомобиля и недвижимости в собственности. В общем, ничего
сверхъестественного, но на ее заполнение печатными буквами уходит около 20
мин. Далее, менеджер магазина в течение следующих 15 мин заполняет
специальную форму в компьютере, перепечатывая в нее содержимое анкеты. После
этого заполненная форма отправляется по электронной почте в банк. Вот
тут и наступает время тех 15 мин, в течение которых
банк принимает решение о выдаче или невыдаче кредита. При принятии
положительного решения в магазин по электронной почте приходит уже заполненный
договор, который необходимо распечатать и подписать. После чего можно оформлять
покупку и, в случае необходимости, доставку. Теперь подробнее об условиях
кредита. Кредит выдается сроком на 6 месяцев. В моем случае
он составил 10899 руб. "Русский Стандарт" декларирует ставку по кредиту
на уровне 29% годовых. Это опять-таки так и не так
одновременно. Формально, в договоре действительно проставлена цифра 29. Но в
следующей строчке договора написано, что ежемесячная комиссия за обслуживание кредита
составляет 207,08 руб. А с учетом этой комиссии, полная сумма,
которую заемщик выплатит банку за полгода, составит уже 13140 руб.
Нетрудно подсчитать фактическую процентную ставку по кредиту: ((13140 - 10899)/10899)
х 2 х 100 = 41,1% годовых. Есть еще одно
но: досрочное погашение кредита не ведет к уменьшению выплачиваемой банку
суммы. Даже если я решу погасить кредит уже на следующий
после покупки день, мне все равно придется выплатить 13140 руб.
С погашением кредита у "Русского Стандарта" дела обстоят чуть лучше,
чем у Сбербанка. В течение месяца после выдачи кредита заемщику
приходит письмо, в котором лежат уже заполненные 6 квитанций. На
каждой квитанции обозначен срок, в течение которого она должна быть
оплачена. Сделать это можно в любом из 10 почтовых отделениях,
расположенных в разных районах Петербурга. Но за свои услуги почта
берет 1% от суммы платежа (то есть фактическая процентная ставка
становится равной уже 42,1%). Заплатить же напрямую банку невозможно, хотя
в Санкт-Петербурге у него есть филиал. Вот только у филиала
нет кассы и он не работает с наличными деньгами. Единственное,
что в этой эпопее с кредитом меня не разочаровало -
это работа магазина. После прочтения этой истории складывается впечатление, что
простой, понятной и не обременительной программы потребительского кредитования рассмотренные выше
банки пока не создали. Сомнительно, что такую программу удалось создать
другим банкам. С одной стороны, опыта работы с физическими лицами
у них меньше, чем в случае со Сбербанком, а с
другой стороны, потребительское кредитование не является для них приоритетной программой,
как в случае с "Русским стандартом". На сегодняшний день желающим
получить потребительский кредит, придется выбирать из двух зол: для получения
кредита с приемлемой процентной ставкой необходимо потратить очень много времени,
а если этого времени нет или нет желания его тратить,
придется согласиться на ростовщический процент. Источник: www.finnews.ru
|