Банк России готовит нормативную базу для жесткого регулирования деятельности коммерческих
банков в Интернете Центробанк собирается выпустить инструкции, которые не только
обяжут банки в полном объеме отчитываться об использовании ими wеb-технологий,
но и будут регламентировать вопросы дизайна и информационного наполнения корпоративных
сайтов кредитных учреждений. Интернет под контролем Еще в конце ноября
российские информационные агентства со ссылкой на Ассоциацию российских банков сообщили
о том, что в январе нового года Центробанк РФ планирует
подготовить специальные распоряжения, которые будут регулировать деятельность российских банков в
сети "Интернет" и которые установят рамки жесткой отчетности перед Центробанком
о ходе и результатах этой деятельности. Указание "О порядке информирования
кредитными организациями Центрального Банка о внедрении и использовании в банковской
деятельности интернет-технологий" будет регламентировать сроки и формат предоставления такой отчетности,
состоящей из 68 пунктов. Таким образом, Центральный Банк надеется способствовать
"минимизации типовых банковских рисков" при использовании интернет-технологий. Второе указание -
"Рекомендации по информационному содержанию и организации wеb-сайтов кредитных организаций", как
явствует из его названия, будет касаться всех аспектов построения, дизайна
и контента корпоративных банковских интернет-проектов. Как следует из проекта рекомендаций,
"банкам надлежит по максимуму раскрыть информацию о своих учредителях и
менеджерах, услугах и тарифах, лицензиях и реквизитах, а также данные
по основной бухгалтерской и финансовой отчетности, выполнению нормативов ЦБ и
т.п.". Последнее, видимо, должно способствовать модной тенденции транспарентности отечественной банковской
системы, за которую ратуют в ЦБ. Интернет-СМИ сразу же наполнились
обеспокоенными высказываниями представителей столичных банков, мнения которых свелись к тому,
что требования Центробанка затруднят и излишне регламентируют их работу. "Это
неоправданное вмешательство в деятельность, которая вполне регулируется самими банками. Иначе
их надо сразу создавать как филиалы ЦБ, - заявил в
одном из интервью президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.
- Чем больше регламентируется деятельность банка, тем меньше у него
возможности конкурировать на рынке. Я еще могу понять требования по
интернет-банкингу, хотя и управление рисками - проблема самого банка". В
Самаре к предстоящему сокращению самостоятельности кредитных организаций в сети "Интернет"
отнеслись по-разному. Некоторые представители банковского мира впервые услышали об этом
от корреспондента "Дела". Однако охотно комментировали и даже приветствовали появление
инструкций Центробанка в области wеb-технологий. Начальник управления компьютерных банковских технологий
ЗАО "КБ "Самарский кредит" Роман Рахнович так прокомментировал ситуацию: "Я
считаю, что до тех пор, пока дело не касается вопросов
защиты информации, такой регламент не нужен. Если же говорить о
работе банка со своими клиентами через сеть "Интернет", то сейчас
было бы полезно ввести единую законодательно утвержденную систему электронной подписи.
Это могло бы решить множество вопросов. Если же говорить в
целом о том, что Центробанк будет регламентировать своими инструкциями вопросы
технологий и дизайна при создании сайтов, то выполнять такие инструкции
будет очень сложно. Дизайн несет в себе элементы творчества, и
уровнять все сайты по дизайну -значит лишить их индивидуальности и,
в конечном счете, смысла. Говоря о технологиях, стоит помнить о
том, что у каждого банка есть хостинг-провайдер, который предлагает банку
свой определенный, не всегда полный набор возможных к использованию технологических
решений. Повлиять на провайдера Центробанк не может, так что и
требовать от банков единой программной платформы wеb-сайтов очень трудно". В
пресс-службе АКБ "Газбанк" корреспонденту "Дела", напротив, сообщили, что наслышаны об
ожидающемся выходе инструкций ЦБ в отношении банковской деятельности в сети
"Интернет". Однако от каких-либо комментариев по этому поводу отказались. Чтобы
понять, на какие аспекты в работе банков повлияют данные документы
Центрального Банка, стоит обратиться к практике создания и поддержки корпоративных
банковских сайтов. Интернет-банкинг стоит дорого Крупное кредитное учреждение сегодня практически
невозможно представить себе без корпоративного сайта. Действительно, практически у каждого
из банков Самарской области есть свое интернет-представительство. В большинстве случаев
эти сайты выполнены профессиональными студиями, которым банки предоставляют подробное техническое
задание. Именно таким путем пошли КБ "Самарский кредит", "Солидарность" и
Газбанк. Однако говорить о своих подрядчиках представители банков не любят.
Скажем, помощник заместителя директора по связям с общественностью ЗАО "КБ
"Самарский кредит" Наталья Ялышева смогла пояснить лишь следующее: "Техническое задание
нашего сайта готовилось службами банка. Дизайн интернет-проекта выполнен в строгом
деловом стиле и в 2000 году был изменен в соответствии
с новым корпоративным стилем банка. Новую версию сайта разрабатывали профессионалы,
к помощи которых мы обратились". Не скрывает своих подрядчиков АВТОВАЗБАНК.
Его сайт сделали в тольяттинской wеb-дизайн-студии "Каспи-Софт". И банк в
целом ее работой доволен. Правда, дизайн интернет-проекта АВТОВАЗБАНКа практически один
к одному повторяет дизайн корпоративного сайта ФИА-БАНКа. Чей сайт был
создан раньше, и кто у кого что позаимствовал - корреспонденту
"Дела" разобраться не удалось. Поражает воображение подход к web коммерческого
банка "Солидарность". Помимо традиционного корпоративного сайта, в начале декабря 2002
года начал действовать еще и внутренний корпоративный интернет-проект, который по
замыслу администрации банка должен объединить всю внутреннюю информацию о банке,
а также улучшить информационный обмен между 600 сотрудниками КБ "Солидарность".
Опыт создания внутренних корпоративных сайтов для Самары уникален. В КБ
"Солидарность" он был реализован впервые в городе. Интересны и планы
банка относительно своего внешнего корпоративного интернет- представительства. В пресс-службе банка
заявили: "Летом 2003 года на базе действующего сайта банка будет
запущен новый интернет- ресурс с различным интерактивным инструментарием для клиентов
банка. Данный сайт также будет выполнять функцию "финансового портала", который
позволит пользователям ознакомиться с анонсами самарских, российских и мировых новостей
в области финансов". Суждено ли КБ "Солидарность" реализовать данный проект
после выхода инструкций ЦБ по регулированию деятельности банков в wеb-среде
-пока сказать трудно. Стоимость изготовления корпоративных сайтов для кредитных учреждений
в среднем не отличается от расценок на иные корпоративные сайты.
В среднем за изготовление такого интернет-проекта wеb-студия возьмет от одной
до двух с половиной тысяч долларов. Впрочем, не стоит забывать,
что речь здесь идет лишь о дизайне и создании программной
части сайта, касающейся его функционирования в wеb-среде. Самой же затратной
частью банковского интернет-проекта сегодня является программное обеспечение по услугам интернет-
банкинга. Именно на интернет-банкинг, скорее всего, и будут направлены вышеописанные
инструкции Центробанка, так как единственный комментарий ЦБ, появившийся в сети
"Интернет" без указания на конкретное должностное лицо, гласит: "Мы не
собираемся спрашивать с банкой слишком много - только информацию, необходимую
для анализа ситуации, чтобы составлять мнение об уровне рисков при
использовании интернет-технологий. Операции в Интернете растут, и мы не собираемся
ждать банкротства банков из-за неадекватности их деятельности". Лицензии на использование
ПО для интернет-банкинга стоят достаточно дорого. Затраты кредитного учреждения на
работу с одной из самых популярных систем интернет-банкинга iBank 2,
предлагаемой российской компанией Bifit, таковы: за лицензию на использование программного
обеспечения придется заплатить 3700 долларов США. Дополнительно придется оплатить клиентские
лицензии для обслуживания юридических лиц. И если лицензия на 25
клиентов будет стоить всего 850 долларов США, то на 5
тысяч клиентов - уже 65 тысяч долларов США. Лицензия на
обслуживание 5 тысяч клиентов - физических лиц обойдется банку еще
в 40 тысяч долларов США. Услуги по интеграции данного программного
обеспечения в Интранет и Интернет ресурсы банка обойдутся еще примерно
в тысячу долларов. В результате общая сумма работ для крупного
банка если и не дотянет до максимальной отметки примерно в
100 тысяч долларов, то уж точно перевалит за 50-60 тысяч
долларов. Ну, а стоимость услуг технической поддержки составляет 20% в
год от стоимости системы. К сожалению, самарские банки очень не
любят говорить о своих затратах на лицензионное программное обеспечение, так
что "Делу" не удалось не только выяснить стоимость применяемых в
нашей области систем интернет-банкинга, но даже узнать имя их производителя.
Кого спасает Центробанк Теперь попробуем разобраться, что же в реальности
изменят январские инструкции Центробанка. Первая из них - "О порядке
информирования кредитными организациями Центрального Банка о внедрении и использовании в
банковской деятельности интернет-технологий" - скорее всего, будет касаться именно отчетности
банков по работе с системами интернет-банкинга. Возможно, этим же документом
будет регулироваться и новомодный телефонный банкинг с использованием линий сотовой
и электросвязи. Что ж, появление такого документа не только правомерно,
но и своевременно. Данные технологии, хотя и не используются банками
хаотично, но все же не имеют специального правового регулирования в
плане отчетности банков перед ЦБ. Появление же "Рекомендаций по информационному
содержанию и организации wеb-сайтов кредитных организаций" малопонятно. Документ не сможет
заменить собой принятие Закона "О цифровой подписи", которое было бы
в данный момент гораздо уместнее, чем выход этой инструкции. Если
ЦБ попытается жестко регулировать вопросы контента и дизайна корпоративных банковских
сайтов, то его действия, скорее всего, не будут одобрены МАПом,
так как это уже можно будет расценивать как вмешательство в
маркетинговую политику банков. Пытаться же регулировать набор программных продуктов и
технологических платформ банковских сайтов и систем интернет-банкинга можно, но очень
сложно. Да и самим банкам в этом случае, возможно, придется
вложить в переделку своих интернет-проектов от одной до нескольких десятков
тысяч долларов. Именно поэтому еще до появления инструкций Центробанка эти
документы уже вызвали широкий резонанс в банковской среде. Повлияет ли
он на жесткость требований Центробанка в вопросах регулирования банковского web
- покажет январь 2003 года, когда данные инструкции увидят свет.
Источник: Дело (Самара) № 44,
|