Изучив выписку из банковского счета, клиент может нуждаться в оказании
немедленной помощи. Видимо, имея это в виду, английский онлайновый банк
Smile, принадлежащий банку Co-operative Bank (Co-op), открыл службу drinks2u доставки
на дом спиртных напитков, которые поставляются супермаркетами, принадлежащими банку Co-op.
И у руководства Smile есть повод принять немного на грудь
на радостях: в апреле 2002 г. его интернет-банк поставил на
обслуживание 500000-го держателя счета и продолжает наращивать клиентскую базу со
скоростью 20000 человек в месяц. Главный управляющий банка Боб Хед
заявляет, что его цель - в долгосрочной перспективе - стереть
с лица земли большие банки. Объемы банковского обслуживания в режиме
он-лайн в Европе постоянно растут. Специалисты фирмы NetValue, занимающейся исследованиями
рынка, утверждают, что за период с октября 2001 г. по
май 2002 г. число заходов па сайты интернет-банков, относящихся к
восьми крупнейшим рынкам Европы, увеличилось на 15% и достигло 22,5
млн. Каждый визит означает открытие депозита, совершение электронного платежа или,
па худой конец, заглядывание в остаток счета. В континентальной Европе
традиционные банки доминируют над онлайновыми, но в Великобритании, хоть у
банков с Хай-стрит в общем-то и больше онлайновых пользователей, четыре
независимых интернет-банка: Egg, Smile, Intelligent Finance и Cahoot - произвели
впечатляющие набеги на вражескую территорию. У банка Egg 2,1 млн
клиентов, например, но сравнению с 3 миллионами, охваченными онлайновой службой
банка Barclays, самого большого из кирпично-бетонных банков Великобритании. По данным
NetValue, интернет-банки отвечают за 30% общего числа визитов в банки
Великобритании.Если говорить об остальной Европе, то у испанского интернет-банка Uno-e
клиентская база выросла в первом квартале 2002 г. на 13%
и достигла цифры 130 000, а в начале 2002 г.
банк Egg купил французский интернет-банк Zebank, у которого 89 000
клиентов. Однако именно в Великобритании у независимых интернет-банков лучшие шансы
выйти на волю из своей ниши. Пока их успешные результаты
проистекают из привлекательных тарифов, педантичного внимания к обслуживанию клиентов, ушлой
рекламы и удобства круглосуточного доступа. Большие банки тоже, конечно, не
стоят на месте: Barclays, например, затратил в 2001 г. 468
млн долл. па развитие своего веб-сайта: а вот банку Smile,
наоборот, понадобится не более 5,8 млн долл. на развитие своей
системы. Если независимые банки собираются вызвать гигантов на бой, они
должны осуществлять постоянную экспансию. Они, конечно, и так все время
увеличивают число своих клиентов и диверсифицируют свои услуги, но в
конце концов это может означать открытие физических отделений. "Им понадобится
предложить что-то для общения лицом к лицу, - заявил Аптеке
Борман, аналитик финансовых услуг из исследовательской фирмы Data-monitor, - не
всем же нравится онлайновый банкинг". Хотя банки Smile, Intelligent Finance,
Cahoot и Egg и называются независимыми (все свои операции они
выполняют самостоятельно), но у них хорошие родственные связи. Три из
них созданы реальными банками, бренды которых повсеместно известны: Smile принадлежит
банку Co-operative Bank, Intelligent Finance - это часть банка HBOS
(Halifax Group + Bank of Scotland), а владельцем Cahoot является
банк Abbey National. Egg - это дитя страхового гиганта Prudential.
И некоторые из них вскорости откроют рабочие места и отделениях
своих родителей. Боб Хед сказал: "Что касается банка Smile, отделения
- вопрос. будущего". Эмма Бирн, представитель банка Egg, отметила, что
Zebank предложит свои услуги в парижском магазине La Samaritaine. Чтобы
удержать старых и привлечь новых клиентов, считает обозреватель журнала Time
Томас Гроуз, виртуальные банки должны постоянно предлагать новые продукты. Smile
открывает брокерское обслуживание и, возможно, займется страховыми услугами. Egg запустил
в эксплуатацию службу электронной оплаты счетов, два страховых проекта и
пакет услуг по ссудам. В его Shopping Zone электронные торговцы
из других фирм продают все - от компьютеров до женского
белья. Помимо доставки спиртного на дом Smile продает теперь в
онлайне туры отпускникам, DVD и CD. Аналитики считают, что нефинансовые
продукты не нужны и невыгодны, но Боб Хед думает, что
"эксперимент стоит продолжить, чтобы посмотреть, чем все это кончится". Если
алкогольная затея банка Smile увенчается успехом, то, может быть, за
стойкой бара обслуживание пойдет веселее? Источник: Банковские технологии № 9,
2002
|