Еленева Ю. www.bkg.ru Кандидат технических
наук, директор Центра "Станкин-консалтинг" Проблемы теории и практики управления
№ 3, 2002г. - Максимизация стоимости компании является
главной целью стратегического управления
- У топ-менеджеров появляется понимание,
что эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или величиной
прибыли, а увеличением "цены" бизнеса
У российских
компаний есть шанс проскочить несколько шагов развития управленческих технологий, сделав
эволюционный скачок от тактики разрозненных действий к использованию стоимостных категорий.
Основные его постулаты: - максимизация стоимости компании является главной
целью стратегического управления;
- стоимость в наибольшей степени связана
с денежным потоком, который генерирует компания;
- прирост стоимости
является главным критерием эффективности управления.
Многолетний западный
и уже наработанный отечественный опыт доказали, что компании, сосредоточенные на
прибыли за данный год или на обеспечении рентабельности, страдают близорукостью.
А ведь правильный выбор критерия деятельности оказывает большое влияние на
принимаемые решения. Очевидно, что собственнику далеко не безразлично, как
приумножается вложенный им в предприятие капитал. Известно, что инвесторы вкладывают
деньги не в активы, а в свои будущие доходы. Им
важно, как увеличивается "цена" бизнеса, т.е. стоимость приходящейся им доли
в конкретном предприятии. Поэтому менеджеры, работающие, по сути, на
приумножение благосостояния собственников (акционеров), должны анализировать каждый свой шаг с
точки зрения влияния на рост стоимости компании. В этом отношении
в России, где почти половина предприятий и принадлежат менеджерам, есть
очевидные стимулы для переориентации руководителей на стоимостное мышление. Вряд
ли кто станет спорить, что все без исключения решения в
менеджменте находят отражение притоков или оттоков денежных средств. Именно поэтому
компании должны ставить перед собой цели, выраженные в показателях дисконтированного
денежного потока, которые являются самыми подходящими критериями создания стоимости.
Но цели компании нужно привязывать к каждому уровню управления. Для
этого общая цель увеличения стоимости должна быть детализирована на основе
выявления основных факторов стоимости. Например, для сервисной службы она будет
сведена к нормативному обслуживанию потребителей, а для производственного подразделения -
к нормативной длительности оборота товарно-материальных запасов и удельным затратам на
производство. Таким образом, глобальная стратегия максимизации стоимости может быть
превращена в ветвистое дерево целей и показателей стоимостного управления о
всем уровням организации. И если такая работа проведена, то следует
с уверенностью сказать, что менеджеры исповедуют мышление, в основе которого
стоимостной подход. А разве классическая система корпоративного планирования и
управления не подразумевает того же самого? ТАКТИКА РАЗРОЗНЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
О чем говорят и пишут консультанты по управлению? Конечно,
о том, что больше всего волнует предприятия - программах реформирования,
методах разработки корпоративной стратегии и бизнес-планировании, управленческом учете и снижении
себестоимости, оптимизации налогов и т.д. Соглашаясь с бесспорной полезностью этих
отдельных инструментов управления, нужно сказать, что продолжать пропагандировать их как
панацею сегодня - это примерно то же самое, что по-прежнему
считать самыми эффективными лекарствами против болезней желудка активированный уголь и
касторку. Рассматривая реформирование предприятия как множество некоторых реализуемых в
разной последовательности отдельных техник управления, мы заранее обрекаем отечественный менеджмент
как минимум на 30-летнее отставание. Главный "грех" давно проверенных
и относительно новых (например, система всеобщего управления качеством, методы реинжиниринга
бизнес-процессов и др.) управленческих концепций и техник в том, что
у них отсутствуют взаимосвязанные критерии и целевые нормативы эффективности и
поэтому сложно оценить итоговое воздействие каждой внедренной системы на бизнес
в целом. ПЛЮСЫ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА Именно сейчас у
страны есть неоспоримое конкурентное преимущество - создать с нуля систему
управления, что гораздо легче, чем ломать сложившиеся управленческие стереотипы.
Многие отечественные предприятия лечились до недавнего времени от всех бед
исключительно народными средствами - совещаниями у директора и планерками, на
которых по кругу и почти безрезультатно обсуждались проблемы типа "кто
виноват" и "что делать". Поэтому предприятия оказались для своих консультантов
необыкновенно благодарными пациентами. Меры по наведению элементарного порядка (анализ ассортимента,
постановка системы мониторинга затрат, планирование маркетинга и т.п.) достаточно быстро
давали ощутимый результат - рост объемов реализации, снижение затрат, увеличение
прибыли, уменьшение и ликвидацию угрозы банкротства. Считается, что у
нас существует "болванка" заключения о результатах управленческой и финансовой диагностики
предприятия, в которой перечисляются типовые проблемы и предлагаются столь же
типовые методы их решения. Так если уже есть наработанные, проверенные
практикой отдельные рецепты, почему же не объединить их в единую,
стройную и понятную программу "лечения"? Кроме того, идеи реформирования
на основе стоимостного подхода очень органично ложатся в систему понятий
менеджеров далеко не самых крупных и мощных предприятий. ТРИ
УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ СТОИМОСТНОГО ПОДХОДА Первый (начальный) уровень понимания идей
стоимостного подхода проиллюстрируем коротким рассказом директора предприятия из Павловского Посада,
которое, имея большую розничную торговую сеть, одновременно занимается строительством и
картонажным производством: "Впервые мы задумались о том, сколько мы стоим,
пару лет назад, когда пошла черная полоса в бизнесе, на
нас повисли долги и мы думали, как и чем будем
их отдавать. Для нас стало очевидно, что если ликвидировать предприятие
и выйти из бизнеса сейчас, то не получим даже тех
денег, которые когда-то вложили в его создание. Начали анализировать свои
слабые места и думать, как увеличить доходы при одновременном снижении
затрат. Каждый день стали отслеживать движение товара и считать доходы
и расходы. Теперь для нас, очевидно, что главный показатель хорошей
работы - рост стоимости доли каждого из нас". Второй
(средний) уровень стоимостного мышления можно охарактеризовать с помощью другого примера.
Одна компания, занимающаяся, как и первая, картонажным и полиграфическим производством,
поставила цель - стать конкурентоспособным не только на внутреннем, но
и на внешнем рынке. Для получения больших объемов финансовых ресурсов,
без которых невозможно серьезное техническое перевооружение, нужен стратегический инвестор (напомним,
что инвестор меняет деньги на собственность). В течение нескольких лет
предприятие трудилось над повышением инвестиционной привлекательности - нанимало консультантов, обучало
персонал, внедряло современные технологии управления. Затем пригласили консалтинговую фирму с
мировым именем, чтобы они определили, сколько же стоит предприятие, т.е.
провели оценку бизнеса. Спорили с консультантами до хрипоты, не соглашаясь
с промежуточными результатами оценки. (У западных специалистов есть свои особенности
- без корректировок распространять классические подходы на российские условия, что
часто приводит к неадекватному результату.) Наконец, решили продать весьма внушительный
пакет акций предприятия ЕБРР. Примером третьего (самого высокого) уровня
осознания идей стоимостного подхода может быть ЗАО "Лукойл - Пермь".
Поставив стратегической целью управления увеличение акционерной стоимости, компания детализирует эту
цель на основе анализа ключевых факторов стоимости, т.е. тех параметров
деятельности, которые фактически определяют стоимость бизнеса (например, объем разведанных запасов
нефти, уровень экспортной выручки, налоговое бремя и т.п.). Причем разработка
и продумывание системы факторов стоимости ведется до мелочей, до самого
детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе
которых принимают решения функциональные и оперативные менеджеры. В результате, в
компании создается целостная система управления стоимостью. КАК УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
БИЗНЕСА Оценка бизнеса - это оценка рыночной стоимости собственного
капитала предприятия или какой-либо его части (например, 10%-ного пакета акций).
Оценка стоимости акций предприятия может рассматриваться как частный случай оценки
бизнеса. Сразу оговоримся: оценка бизнеса и оценка рыночной стоимости имущества
- это далеко не тождественные понятия, так как оценка бизнеса
предполагает определение стоимости предприятия для собственника (который, предположим, решил его
продать), а часть активов, т.е. имущества, как известно, может финансироваться
за счет заемного капитала. Понимая, что стандартные программы, по
которым готовят оценщиков бизнеса, предполагают как минимум 100 ч аудиторских
занятий, дадим краткую характеристику основных методов оценки стоимости предприятий. Оценка
бизнеса возможна с использованием трех подходов, известных из теории оценки
недвижимости, а также машин и оборудования. Доходный подход основывается
на допущении, что рациональный инвестор (будущий владелец) не заплатит за
предприятие больше полученных в перспективе доходов. Поэтому задача сводится к
прогнозированию деятельности компании на перспективу и определению величины доходов, приносимых
собственным капиталом. При этом учитывается, что будущие доходы, если их
оценивать сегодня, будут меньше на величину упущенной выгоды от невозможности
их "крутить" сейчас. Сравнительный подход, называемый в оценке бизнеса
методом компании-аналога, базируется на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется
наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие. Основная
идея метода - найти предприятия-аналоги, у которых известны либо цена
акций, либо цена сделки при приобретении предприятия. Дальше при расчетах
исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и некоторых финансовых
показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если мы знаем
соотношение цены и чистой прибыли на акцию у аналога, то
можем рассчитать цену акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль
на полученное по аналогу соотношение. Затратный подход, чаще называемый
имущественным, заключается в том, что стоимость предприятия соответствует затратам, которые
понес владелец. Все затраты (как текущего, так и капитального характера)
материализуются в имуществе предприятия. Но деятельность компании, как мы уже
знаем, может финансироваться и за счет заемного капитала. Следовательно, задача
определения стоимости собственного капитала сводится к расчету рыночной стоимости всех
активов предприятия, которая затем уменьшается на величину заемного капитала.
Конечно, изложенные здесь подходы обозначены схематично. Но и этого бывает
достаточно, чтобы позволить в первом приближении посчитать, сколько стоит предприятие,
а потребность в этом руководители стали ощущать все чаще. На
предприятиях начали возникать отделы управления собственностью, функцией которых является анализ
эффективности использования активов (материальных и нематериальных) с позиции увеличения стоимости
бизнеса. Очевидная идея о том, что нужно управлять стоимостью своего
предприятия, только сейчас стала проявляться в форме создания структурных подразделений
соответствующего профиля. Признано, что любые изменения в управлении предприятием
должны созреть, т.е. иметь объективную почву для своего появления. И,
пожалуй, именно сейчас рынок предъявляет все более жесткие требования к
эффективности управления. Специалисты считают, что не знать, сколько стоит
твое предприятие сейчас тождественно непониманию своего места на рынке и
стратегических приоритетов развития. Понятно, что любая стратегия поддерживается конкретными управленческими
действиями. При этом создание структурного подразделения, дающего в любой момент
ответ на вопрос о стоимости предприятия, это только первый шаг.
За ним должна последовать цепочка четко взаимоувязанных шагов по постановке
системы управления стоимостью. ОБ ОЦЕНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ Оценка как
процесс определения стоимости прав собственности на тот или иной объект
известна давно. В России по мере становления рыночных отношений ситуации,
в которых становится необходимым проведение оценки, стали возникать значительно чаще.
В первую очередь бурный рост рынка недвижимости вызвал спрос на
оценку ее рыночной стоимости. Затем развитие кредитных, страховых и арендных
отношений, купля-продажа промышленной недвижимости, а также машин и оборудования, разработка
бизнес-планов инвестиционных проектов, банкротство, слияние и разделение предприятий, аукционы и
конкурсы по продаже пакетов акций предприятий и масса других ситуаций,
возникающих в хозяйственной практике, сформировали потребность в достоверной оценке тех
или иных объектов собственности в каждом конкретном случае. Но
до недавнего времени оценка рассматривалась в отрыве от целей и
задач стратегического управления и финансового менеджмента. Более системный взгляд
на оценку как на инструмент управления финансами и повышения эффективности
компании стал появляться у руководителей относительно недавно. Рассказывает директор одной
консультативной фирмы: "Сначала большинство руководителей видело в оценке только инструмент
снижения налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Это и было
главной просьбой, адресованной ко всем оценщикам, как только было разрешено
привлекать экспертов к бухгалтерской переоценке. Затем руководители начали умнеть и
смотреть на оценку шире. Некоторых к этому подвигли размышления, что
уменьшение налога на имущество может сопровождаться увеличением налога на прибыль.
Следовательно, нужно решить, какой вариант выгоднее. Очень часто именно это
заставляло задуматься о долгосрочных целях предприятия. Иногда бывали анекдотические
случаи. Один молочный завод заказал провести переоценку с традиционной целью
снижения стоимости имущества. Но после того как работы были выполнены,
руководство вспомнило, что они собираются приобретать новую импортную производственную линию
и кредитоваться под залог имущества. Поэтому значительное снижение стоимости им
было абсолютно невыгодно". СТОИМОСТЬ: ИНСТРУМЕНТ ИЛИ ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ?
Обязательные переоценки сыграли положительную роль с точки зрения формирования отношения
руководителей к стоимости имущества как к управляемому параметру. До этого
никого не смущало, что дебиторской задолженностью, запасами и затратами (а
следовательно, и их стоимостью) нужно и можно управлять. А то,
что посредством оценки стоимости машин и оборудования, зданий и сооружений
можно управлять, тоже сначала казалось удивительным. Вообще бухгалтер и финансовый
менеджер по-разному воспринимают задачи оценки. Для бухгалтера это единовременный процесс,
целью которого является расчет стоимости имущества (как правило, полной восстановительной).
Менеджер должен смотреть шире: стоимость имущества его интересует не
только как фактор формирования налогооблагаемой базы по налогам на имущество
и на прибыль, но и как управляемый параметр, величина которого
серьезно влияет на все цели и результаты деятельности предприятия (формирование
источников финансирования, обеспечение инвестиционной привлекательности, управление производственными и финансовыми рисками
и т.п.). В этих ситуациях оценка выступает как очень
действенный инструмент текущего управления. Интересно, что сейчас оценка не только
активов, но и бизнеса стала помогать решать тактические задачи. Например,
она помогает определить, в какой пропорции менять дебиторскую задолженность предприятия
на его акции. Этот метод получения части контроля стал сейчас
очень популярен: зачем покупать акции, когда можно купить долги, которые
затем превратить в акции, причем обойдется это гораздо дешевле.
Но стоимость компании является объектом стратегического управления. Сейчас топ-менеджеры понимают,
что в конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его
ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением "цены" бизнеса.
Это значит, что грамотно управляемое предприятие со временем увеличивает свою
стоимость, а, следовательно, величина стоимости является не только предметом фискальных
интересов государства, но объектом стратегического планирования, мониторинга и управления.
КАК ПОСТАВИТЬ СИСТЕМУ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ (СМУС)
Осознав, что управлять невозможно без знания как реальной стоимости бизнеса,
так и стоимости активов, можно приступать к постановке СМУС. В
компании ЗАО "Лукойл-Пермь" реализация этой системы осуществляется в следующей последовательности.
Шаг 1. Определяются цели и задачи СМУС. В
общем случае целью является получение достоверной информации о существующей на
данный момент стоимости компании и следующих объектов: имущественного комплекса предприятия,
его составных элементов (материальных, нематериальных и финансовых активов) и отдельных
бизнесов компании. Эта информация нужна для принятия обоснованных управленческих решений
в текущей деятельности, а также стратегическом планировании и управлении.
Возможны и частные цели определения стоимости тех или иных имущественных
прав (определение инвестиционной, страховой, ликвидационной и других видов стоимости).
Шаг 2. Делается описание объектов управления СМУС Для этого
необходимо выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, а также
подготовить подробную классификацию активов. Шаг 3. Проводится управленческая инвентаризация
имущества предприятия и дается оценка бизнеса. Здесь помимо известных
из бухгалтерского учета методов и целей инвентаризации следует выявить те
активы, которые не участвуют в генерации денежного потока предприятия (социальные
и избыточные активы) и активы, не отраженные на балансе, которые
имеют стоимость и участвуют в создании денежного потока. Последнее следует
пояснить. Предположим, предприятие имеет долгосрочный контракт с поставщиком, согласно
которому стоимость приобретаемых материалов и комплектующих оказывается ниже среднерыночных. Или
же предприятие заключило договор, по которому оно может экономить средства
на арендной плате. Или же в компании создано управленческое ноу-хау,
позволяющее при тех же расходах на оплату добиться высокой эффективности
труда. Все вышеперечисленное является нематериальными активами, стоимость которых, как правило,
не отражается на балансе отечественных предприятий. Но ее величина может
быть определена известными методами оценки и важна при расчете стоимости
всего предприятия. Главное отличие управленческой инвентаризации от бухгалтерской в
том, что в ее рамках проводится оценка эффективности использования всех
объектов имущества, по результатам которой принимают соответствующие решения. Шаг
4. Формируется множество показателей деятельности и эффективности СМУС. Все
показатели целесообразно разбить на тактические (фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов, оборачиваемость
видов оборотных активов, рентабельность активов и т.п.) и стратегические (рыночная
стоимость компании и ее динамика, отношение рыночной и балансовой стоимости
компании и др.). Это множество показателей позволит определить эффективность управления
стоимостью на всех уровнях управления. Шаг 5. Разрабатывается система
регламентирующих документов. Данный этап предполагает описание состава задач системы
и поиск ответов на вопросы кто, что и в какие
сроки делает для ее постановки. Для этого уточняются списки объектов
СМУС, функций по управлению стоимостью и перечень организационных звеньев; проводится
закрепление соответствующих функций за элементами организационной структуры, определяются сроки и
ответственные за поддержание и актуализацию информации. Шаг 6. Разрабатываются
с последующим утверждением регламентирующие документы. На этом этапе сводятся
воедино в соответствующее положение разработанные процедуры, правила, сроки и ответственные
за реализацию системы оценки и управления стоимостью компании. Также формулируются
требования к форматам управленческой отчетности. Реализация системы управления стоимостью
компании предполагает, что целью и критерием эффективности деятельности является максимизация
рыночной стоимости собственного капитала, т.е. "цены" предприятия. Для этого нужно
обеспечить интеграцию разрабатываемой системы с системой бюджетирования, финансового анализа, бухгалтерского
и управленческого учета. Постановка замкнутого контура управления стоимостью компании позволит
обоснованно принимать решения: - о необходимости изменений в составе
активов компании, включая неоперационные (избыточные), социальные и финансовые;
-
о целесообразности участия в капитале других компаний;
- об
эффективности существующих бизнесов компании и открытии новых бизнес-линий;
-
о характере динамики стоимости имущества и компании в целом с
учетом поставленных стратегических и оперативных целей управления, а также многих
других задач.
При таком подходе к управлению
имуществом сглаживаются классические противоречия менеджмента, что обеспечивает выживаемость и высокую
конкурентоспособность предприятия.
|