О конкуренции среди торговых предприятий на Западе известно
немало. В последнее время часто говорится о том, что Россия
в этом плане быстро догоняет Европу - время прибылей в
десятки и сотни процентов в торговле закончилось, наступает пора учета
единиц и долей процентов маржи.
На этом этапе первостепенную роль
играет сокращение издержек. В настоящее время этот процесс в большинстве
торговых предприятий лишь только разворачивается.
Общепринятым сегодня является тезис о
том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек.
В общем случае это верно, как верно и то, что,
помимо применения информационных технологий (ИТ), имеется немало способов сократить нерациональные
потери и уменьшить неоправданные убытки.
Однако пока далеко не каждый
руководитель торгового предприятия задумывался о том, что, встав на этот
путь, надо идти до конца, и даже использование ИТ может
таить в себе "скрытые резервы", подлежащие оптимизации.
Автоматизация нерациональна?
Нет
нужды говорить, что применение ИТ в торговле сегодня практически неотвратимо.
Все знают и о том, что это недешевое "удовольствие": помимо
серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения (ПО),
развертывание системы автоматизации, на торговое предприятие ложится необходимость ее поддержки,
сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети пусть
даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без
целого штата ИТ-сотрудников: несколько человек в центральном офисе (ИТ-отдел) и
хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности
такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное
обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и
пр. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист
средней квалификации (с соответствующим окладом - около US300-350), эти затраты
для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную
сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего
уровня также будет весьма средней - для устранения серьезных неполадок
все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика.
Не следует забывать и о том, что в подобных случаях
обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала - ведь
работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию
в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости
отослать в центральный офис и т.п.), перспектив карьерного роста, как
правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на
этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню
квалификации. И то, и другое - прямые убытки. Но даже
наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует - в
магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную
рабочую нагрузку.
Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о
следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы,
требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают.
При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся
весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени
занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их
консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в
центральный офис (для торговой сети).
Вот они, "скрытые резервы", которые
таятся даже в технологиях автоматизации. "Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно
избежать, - считает Всеволод Михайлов, продакт-менеджер по оборудованию компании "Сервис
Плюс", - и сделать это помогут те же ИТ, причем
с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования - в первую очередь,
за счет новых решений. Речь идет о сетевых информационных технологиях,
когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в
одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально
распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или
управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой
отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с
сетевым интерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась
в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским
предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений,
в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого
размера".
Что же такое удаленное управление? Это понятие можно разделить
на две части, две задачи - удаленное сопровождение и удаленный
обмен информацией. Целесообразность применения той или иной части (или обеих
сразу) зависит, как правило, от формата магазина и его размера.
Удаленное сопровождение - комплекс задач, направленных на поддержание оборудования в
работоспособном состоянии. Например, с помощью специальной программы из центрального офиса
можно отслеживать, включено ли то или иное устройство (весы, принтер,
POS-терминал), исправно ли оно работает, сколько имеется в них свободной
памяти. В ряде случаев можно даже отслеживать износ сменных элементов.
Так, у весов есть печатающая термоголовка, которая со временем изнашивается.
Для планирования закупок расходных материалов и запчастей, формирования графика замены
изношенных элементов информация о степени износа очень важна. Масштабы проблемы
становятся хорошо понятны уже для сети из нескольких десятков магазинов,
в каждом из которых имеется по 5-10 весов. Экономический эффект
от своевременного и рационального обслуживания оборудования сможет подсчитать даже начинающий
экономист.
К удаленному сопровождению следует отнести и возможность обновления версий
ПО (удаленный апгрейд). Программу, которая управляет работой весов, также можно
загружать в них на расстоянии (из центрального офиса). Разумеется, такое
ПО не требует частого обновления (на списки сведений о товарах
не так сильно влияет изменение законодательства, как на бухгалтерские и
складские программы), однако и здесь возможны изменения. "Так, в практике
нашей компании был случай, - рассказал Всеволод Михайлов, - когда
клиент захотел использовать функцию двойной ценовой базы на весах. Дело
в том, что сегодня (вследствие роста цен, инфляции) на ряд
деликатесных продуктов цены за килограмм выросли выше 9 999 руб.
99 коп. и разрядной сетки на весах не хватает, поэтому
приходится пользоваться второй ценовой базой, где указаны цены за 100
граммов продукта. Старые весовые программы не поддерживают эту функцию, и
приходится загружать новые версии ПО. Если в сети 15 магазинов
и в каждом - 10 весов, то обновление версии займет
немало времени у сервисного инженера и будет стоить дорого. Гораздо
быстрее и дешевле это можно сделать из центрального офиса торговой
сети или из офиса поставщика весов".
Группа компаний "Контур"
Основана
в 1995 г. как многопрофильный холдинг, включающий на сегодняшний день
7 магазинов автозапчастей, 4 магазина продуктов, 4 магазина "Товары для
дома и дачи", 3 зоомагазина, кафе, радиотакси, строительное предприятие и
пр.
В 1997 г. открыт первый продовольственный магазин.
В 1998
г. магазины продуктов и промтоваров подключены к торговой системе.
В
2000 г. введено самообслуживание и начата эксплуатация оборудования для штрихового
кодирования.
Ассортимент товаров (во всех магазинах) - около 114 000
позиций.
В торговых предприятиях Группы компаний "Контур" трудится более 1000
сотрудников.
Отдел информационного обеспечения компании состоит из 9 специалистов.
Дистанционная
работа с информацией. за и против
Еще одна составляющая удаленного
управления - дистанционный обмен информацией. Выше уже говорилось, что на
ежедневную загрузку прайс-листа (списка товаров) в весовое оборудование тратится немалое
время. Кроме того, для управления процессом загрузки выделяется специальный компьютер,
(в некоторых случаях эта функция может работать в рамках торговой
системы, иногда - отдельно). Ответственный за работу с оборудованием сотрудник
должен сформировать списки товаров для весов, принтеров, терминалов и по
установленному графику (или при необходимости) запускать загрузку. Задача несложная, однако
она занимает довольно много времени (особенно загрузка весов традиционным способом
- через интерфейс RS232). Загрузка базы данных из 1000 наименований
в 5 весов займет не менее получаса, в это время
весы по очереди не работают, за процессом надо наблюдать, т.к.
если произошел сбой, надо загружать заново. Объем информации для мобильных
терминалов, используемых при инвентаризации (а иногда - и приемке товаров),
еще больше, так как они работают не только с весовым,
но и со штучным товаром.
В случае удаленного обмена информацией
(из центрального офиса) в магазине вообще может не быть компьютера
для загрузки информации (равно как и специалиста, который этим занимается).
А что же здесь должно быть?
Во-первых, оборудование, пригодное для
удаленной работы - работы по сети. Например, далеко не все
весы подходят для этого, т.е. имеют возможность полной сетевой интеграции.
На российском рынке сегодня представлено всего несколько таких марок -
DIGI, Bizerba, Mettler Toledo. По мнению специалистов компании "Сервис Плюс",
наилучшим соотношением цена/качество обладают весы DIGI - разработка фирмы Teraoka/DIGI.
Они имеют возможность работы с сетевым протоколом ТСР/IР, который де-факто
является промышленным стандартом. Локальная сеть магазина, в которую подключены такие
весы, может соединяться с локальной сетью центрального офиса разными способами
- с помощью оптоволоконного кабеля, медных проводов, радиосети, а также
по виртуальным каналам Интернет (см. схему) - на возможность работы
весов это не влияет. Следует однако отметить, что дистанционная работа
эффективна еще при одном непременном условии - высокой надежности техники.
Если оборудование будет ломаться два раза в день, если каналы
связи будут давать постоянные сбои, то все затраты на организацию
удаленного управления окажутся бессмысленными.
Что же мы получаем в результате?
Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалиста для загрузки.
Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые
весы, терминалы и т.д. обычно позволяют проводить обмен информацией в
фоновом режиме (т.е. весы могут взвешивать во время считывания отчетов
или загрузки в них новой информации).
То же относится и
к POS-терминалам; и хотя они всегда были компьютерными устройствами с
возможностями сетевой работы, однако подобные технологии работы с информацией сегодня
достаточно новы и перспективны и для них.
Рассмотрим вопрос о
том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется,
в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для
которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей
и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления
будут иметь свои особенности.
Так, для сети крупных супермаркетов с
большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой
политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы,
мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так
как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что
есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника. Однако здесь
будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его
диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать
на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий
здесь можно проводить каталогизацию оборудования - для торговых сетей с
большим количеством техники это тоже важная задача.
А вот для
сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами
и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления
- и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно
можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров
и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в
центральном офисе направить на организацию удаленной работы.
Уже есть конкретные
примеры
Одним из них является Группа компаний "Контур", имеющая сеть
магазинов в Москве и области.
Эта сеть начиналась с магазина
автозапчастей, расположенном на Горьковском шоссе у деревни Новая (недалеко от
подмосковного города Балашиха), автоматизация которого протекала традиционным способом - с
помощью покупного коробочного продукта. Когда появился второй, а затем третий
магазин, в каждом из них работала собственная копия торговой системы,
и сотрудник отдела информационного обеспечения передавал учетные данные из нее
в центральный офис по радиоканалам, тем более что установленный программный
продукт имел систему файлового почтового обмена (впрочем, использовались и альтернативные
способы переноса информации - например, на магнитооптических дисках). Во время
сеансов обмена данными работа удаленного офиса практически останавливалась. С ростом
торговой сети (открылись магазины в Балашихе, Фрязине и в Москве,
планировалась организация торговли продуктами питания) встал вопрос не только о
способе передачи данных, но и об информационной системе в целом
(имеющаяся уже не выдерживала такого объема данных). Руководством компании было
принято смелое решение - создавать собственную систему автоматизации, максимально отвечающую
запросам развивающегося бизнеса, тем более ч