Если свести проблему к простейшему объяснению, то на поле битвы
за СРП решается вопрос о том, что в России первично
- мнение государства или частных монополий? Кто от кого зависит
и будет ли зависеть в будущем? В России отчего-то до
сих пор не проведена строгая граница между государственным и частным,
то и дело совершаются вылазки на сопредельные территории со стороны
обоих участников процесса. Режим СРП направлен в первую очередь на привлечение
инвестиций в экономику. Объектом первоочередного внимания со стороны потенциальных инвесторов
являются минерально-сырьевые отрасли России, в первую очередь ее нефтегазовый комплекс,
обеспечивающий сегодня львиную долю поступлений в государственный бюджет и реально
претендующий на роль локомотива экономического роста страны. Поэтому именно здесь
проблема формирования благоприятного инвестиционного климата стоит особенно остро. Мировой опыт свидетельствует
о том, что СРП являются механизмом привлечения инвестиций в различные
отрасли экономики страны через инвестиции в ее сырьевые отрасли. Нефтегазовые
проекты СРП, вне зависимости от их масштаба и местоположения, создают
мощные макроэкономические эффекты для Российского государства, причем в основном за
пределами собственно добывающих регионов. Частные компании утверждают, что способны самостоятельно разрабатывать
проекты без участия иностранных инвесторов на условиях СРП. Более того,
по их мнению, получается, что использование СРП является прямым ударом
по государственной безопасности вследствие попадания отечественных ресурсов в иностранные руки.
Если подходить к программе СРП столь же "вдумчиво", как в
свое время подходили к приватизации нефтяных активов, то угроза, наверное,
существует. Однако не следует подменять хорошую идею плохим вариантом исполнения. Дело
не в этом. На самом деле частные компании, позиционирующие себя
как компании западного типа, стремятся расширить зону своего влияния через
приобретение все большего и большего количества лицензий на разработку месторождений.
Абсолютно не важно в данном случае, что разработать и освоить
эти месторождения возможности нет. Практика показывает, что достаточно снять сливки,
то есть легкую нефть, чтобы создать видимость серьезной работы по
освоению месторождения и просить следующую лицензию, ссылаясь на собственную эффективность.
Главное в том, что растут запасы на балансе компании. Чем
больше запасов, тем больше капитализация. Чем выше капитализация, тем выгоднее
можно продать компанию. Здесь и кроется то самое рациональное зерно,
за которое сражаются частные компании. Появление иностранных инвесторов на российских
нефтяных полях в первую очередь ударит по желанной монополии частных
компаний на ресурсы сырья. Далее, если иностранцы смогут присутствовать в России
на условиях СРП, привлекательность местных частных компаний для инвесторов существенно
снизится. В этом случае можно проститься с мечтами о продаже
своего бизнеса за те самые виртуальные миллиарды, которые каждый год
с упоением рисует российским олигархам журнал "Форбс". Печально, но факт
остается фактом - дать за российские компании их настоящую стоимость
могут пока только иностранные финансовые империи. Иностранцы действительно будут не прочь
обосноваться на российских нефтяных полях. У них для этого есть
два способа. Первый способ заключается в работе на условиях СРП
под контролем государства, с четко очерченной программой действий на установленный
срок. Количество инвестиционных проектов в данном случае будет жестко регламентировано
законодательством и устанавливаться, исходя из национальных интересов и соображений государственной
безопасности. Второй путь проникновения на отечественный рынок лежит через приобретение частных
нефтяных компаний. Здесь открывается широкий простор для деятельности. Чем больше
современные олигархи аккумулируют запасов в принадлежащих им компаниях, тем дороже
они смогут их продать иностранцам. В этом случае как раз
и сработает тезис об использовании российских недр зарубежными структурами. Безусловно, являясь,
по сути, сырьевым придатком мировой экономики, Россия по-прежнему находится на
начальном этапе развития. То, что нефтедоллары сегодня расходуются ничуть не
эффективнее, чем в советские времена, вопрос для отдельного рассмотрения. Тем
не менее непозволительно вручать рычаги давления на политической арене (до
изобретения альтернативного топлива углеводороды останутся именно таковыми) в руки иностранцев.
Пытаясь воспитывать уважение к частной собственности, Россия не может национализировать
уже отданное в частные руки. Однако запасов еще достаточно для
того, чтобы государство могло остановить бесконтрольный процесс раздачи лицензий, восстановив
положение вещей, при котором не наносится ущерб национальной безопасности. Можно перечислить
еще множество доводов экономического характера в пользу СРП, но все
они в конечном счете сводятся только к одному - выигрывают
государство, федеральный и местные бюджеты, социальная сфера и бюджетники. Частным
компаниям остается честная прибыль после уплаты налогов и возможность заниматься
развитием отрасли вместо активной политической деятельности по переустройству государства в
своих интересах. Андрей Щукин www.mn.ru
|