бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
Практическая технология погашения налоговой задолженности

Е. Найденов  ( http://www.bkg.ru )

ВСТУПЛЕНИЕ

Нынешнее тяжелое финансовое положение крупных производственных. строительных и им подобных предприятий общеизвестно. Основным фактором, создающим это положение. всегда и везде является непогашенная налоговая задолженность. Очень трудно найти завод или фабрику. расчетный счет которой не был бы "забит" инкассовыми поручениями Налоговой инспекции и Пенсионного фонда, зарплата не задерживалась бы в течение многих месяцев и Налоговая полиция периодически не пыталась бы наложить арест на какое-нибудь имущество или начать процедуру банкротства. Исключениями являются лишь немногие предприятия, в основном пищевой и перерабатывающей промышленности. Такие "упавшие" заводы и строительные управления месяцами не видят "живых денег", живут они только взаимозачетами и бартером. Налоги, штрафы и пени по ним столь велики, а порядок их исчисления столь нелогичен, запутан. противоречив и глуп, что заводу, имеющему дело с вечно опаздывающим бюджетным финансированием и неплательщиками-покупателями, нет никакой возможности вовремя и в полном объеме платить такие налоги. Так и работает большинство заводов и фабрик, не видя ни малейшего проблеска в конце тоннеля, и если не банкротятся, то ежедневно балансируют на грани банкротства.

Однако существует реальная возможность избавиться от всепоглощающих и беспросветных налоговых долгов. Это никакой не фокус и не волшебная "схема снижения налогооблагаемых величин", книжки о которых до сих пор можно встретить на витринах газетных ларьков. Необходима тяжелая ежедневная работа и большая сила воли. для того. чтобы вырваться из трясины налоговых доначислений и штрафов, прекратить "капание" пеней, очистить расчетный счет от инкассовых поручений и начать своевременно уплачивать все налоговые платежи.

Первое, что нужно сделать - это получить рассрочку по имеющимся налоговым недоимкам и "снять" с расчетного счета инкассовые поручения. Нормативные документы, в соответствии с которыми можно получить рассрочки, принимаются регулярно, однако добиться получения рассрочки сложно, нужно убедить фискальные органы в необходимости ее предоставить и "выбить" такой график платежей, который реально можно проплатить.

Далее идет самое тяжелое - имея открытый, "живой" расчетный счет, своевременно проплачивать как текущие платежи, так и рассрочки по налогам. Именно здесь и обрываются многочисленные попытки освободиться от налоговых долгов, поскольку при малейшей задержке платежей в бюджет рассрочка приостанавливается. инкассовые поручения вновь выставляются на расчетный счет и начисляется пеня за весь период рассрочки. Своевременно платить текущие налоги и рассрочку просто "живыми деньгами" с расчетного счета у крупного предприятия не получится никогда, здесь в дело следует пустить взаимозачеты по платежам в бюджет, расчеты по налогам векселями и другими ценными бумагами, такими, как, например, налоговые освобождения различных видов, товарное покрытие и прочие ухищрения, практически на всех предприятиях сегодня все это делают, однако желаемого результата - уменьшения общей задолженности по налогам и платежам и оздоровления ситуации добиваются редко. Все дело в комплексности подхода, нужно проводить те же самые взаимозачеты по налогам не от случая к случаю, когда подвернется возможность, а целенаправленно и регулярно, активно занимаясь нахождением таких возможностей. Когда становится видно, что какой-то платеж проплатить к сроку все равно не удастся, надо не сидеть, сложа руки. а договариваться с фискальными органами, фи ну правлением или местной администрацией (что очень актуально для заводов, расположенных в области) о небольшом переносе такого платежа. Чтобы платить вовремя, причем не только налоги, необходимо обязательно вводить хоть какое-то финансовое планирование. чтобы суммы платежей не сваливались как снег на голову, а были управляемыми, видимыми заранее. Ни в коем случае нельзя забыть ни о каком, даже самом незначительном платеже в бюджет, например по экологическим налогам. Вот в этом-то и состоит повседневный напряженный труд по решению проблемы с налоговыми долгами, требующий не только усердия, но и филигранного практического знания всех извилин и омутов действующего налогового законодательства.

В случае же, если дело идет успешно, то в выигрыше остаются все: и предприятие, решающее свою проблему, и фискальные органы, также получающие на одного недоимщика меньше. и бюджет, в первую очередь местный, который начинает получать деньги, которые раньше были "безнадежными".

Ощущая потребность предприятий, являвшихся нашими клиентами по аудиторским проверкам. в комплексных услугах по гашению налоговой задолженности, мы несколько лет назад начали оказывать такие услуги и смогли выработать процедуру проведения этих работ - "Практическую технологию гашения налоговой задолженности", которую Вы держите сейчас в руках; она представляет из себя не просто набор неких мыслей по поводу работы с долгами перед бюджетом и внебюджетными фондами, а проверенный нашим практическим опытом и применимый в реальной жизни поэтапный план действий для достижения конечного результата - уменьшения и сведения на нет задолженности по налогам и обязательным платежам на предприятии, имеющем оные.

Технология гашения налоговой задолженности дается, так сказать, для общего случая, то есть для предприятия, уже имеющего значительную налоговую задолженность, но, тем не менее, она может быть полезна и предприятию, своевременно проплачивающему налоги и не имеющему долгов по двум причинам:

  1. Как показывает Российская практика, ситуация может в любой момент измениться и предприятие ненедоимщик превратиться в недоимщика (например, после налоговой проверки с пристрастием).
  2. В Технологии дается много информации о том, как предприятию, своевременно вносящему налоговые платежи, можно сэкономить, заменив, например, платеж "живыми деньгами" с расчетного счета товарным покрытием или взаимозачетом.

ЭТАП 1. АНАЛИЗ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

1.1. Необходимо провести изначальный анализ состояния кредиторской задолженности недоимщика. Прежде всего устанавливается общая сумма кредиторской задолженности на конкретную дату (начало года, квартала). Необходимо установить, со стороны каких кредиторов наиболее вероятен конфликт (передача дела в Арбитражный суд, обращение с ходатайством о банкротстве, прекращение оказания услуг, поставок продукции и др.).

Учитывая особенности кредиторов (род деятельности, подчиненность. ведомственность, косность структуры). на наш взгляд, возможные кредиторы по степени "опасности" распределяются по следующим группам:

  • Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Государственный фонд занятости населения РФ. Дорожный фонд. Экологический фонд).
  • Бюджеты различных уровней (федеральный, областной, городской. районный бюджеты).
  • Банки, кредитные учреждения, предоставившие кредиты и ссуды.
  • Контрагенты по хозяйственным договорам, обслуживающие производственный процесс (предприятия энергосистемы: поставщики тепло-, электроэнергии, газа, предприятия связи (ГТС, МТС), Водоканал и прочие кредиторы.

Данное распределение "по степени опасности" кредиторов позволяет понять, кто из кредиторов наиболее опасен, и устанавливает первоначальную очередность (приоритет) погашения долгов. Для каждого конкретного предприятия, в зависимости от степени "налаженности" отношений, степень опасности каждого отдельного кредитора из обозначенных в пунктах 3 и 4 может быть различной.

Принимая во внимание мобильность каждой группы кредиторов, а также возможность принятия ими определенных решений (например, возможности директората внебюджетных фондов ограничиваются Положениями и инструкциями вышестоящих органов), наиболее "опасными" являются внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Иными словами, с прочими кредиторами договориться легче, чем с налоговой полицией, наложившей арест на имущество недоимщика.

1.2. Далее необходимо вывести общую сумму задолженности по каждому кредитору в группе. Это делается для того, чтобы определить "приоритеты" внутри этих групп.

На сегодняшний день у многих кредиторов существует понятие "критического долга". Если задолженность недоимщика превышает этот размер. то недоимщик автоматически попадает "в немилость" (дела передаются в прокуратуру, отключается электро-и теплоэнергия, телефоны и т.д.). Например. по Пенсионному фонду РФ на данный момент "критический долг" составляет 10 млрд рублей, по Государственному фонду занятости населения РФ - 50 млн рублей и т.д.

Таким образом, установив общую сумму долга по каждому кредитору. станет ясно, кто из кредиторов наиболее опасен и сколько осталось времени (если не предпринимать никаких действий), прежде чем "терпение кредитора лопнет".

1.3. Большое значение имеет разбивка задолженности внутри каждого кредитора на:

  • недоимку;
  • санкции (штрафы и начисленные пени).

Это необходимо в связи с тем. что для многих кредиторов имеет большое значение величина собственно долга, а не "капающие" пени.

Кроме того. пени на санкции не начисляются, а следовательно, сумев погасить недоимку, должник останавливает рост общего долга (естественно, при условии своевременного погашения вновь появляющихся (текущих) платежей.

Это целесообразно сделать, учитывая еще одно обстоятельство, которое заключается в следующем. Выяснив общую сумму кредиторской задолженности, и имея данные о годовом объеме производства (выполнения работ, оказания услуг), а также о средней рентабельности производства и величине дебиторской задолженности, недоимщику нетрудно подсчитать, как долго нужно работать, чтобы погасить всю задолженность плюс текущие платежи. А может быть имеет смысл сначала задаться целью погасить только сумму недоимки? Однако, эта цель не всегда достижима, или выполнить ее очень трудно по некоторым причинам, о которых мы упомянем в V этапе.

1.4. Затем нужно произвести разбивку задолженности по конкретным налогам и платежам. Эта разбивка поможет увидеть, какие долги (в суммовом выражении) придется гасить исключительно деньгами, а какие можно погасить при помощи различных "неденежных" схем. (Например, налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, акцизы (с 11.04.97 г.) не попадают в перечень налогов, по которым проводятся взаимозачеты в областной бюджет).

Таким образом, проведя такую классификацию по группам кредиторов, налогам, недоимке и санкциям, можно иметь достаточно полную картину кредиторской задолженности (кто из кредиторов представляет наибольшую опасность, сколько долгов необходимо погасить, чтобы остановить рост обшей задолженности, сколько необходимо "живых" денег и какую стратегию погашения определить).

ЭТАП II. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОГАШЕНИЯ ДОЛГОВ. ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

2.1. Как и в предыдущем этапе, имеет смысл разбить всех дебиторов на группы (если их достаточно много).

1. "Плохие" дебиторы. Это могут быть "лопнувшие" фирмы (долги, повисшие в воздухе), а также должники, с которых нечего взять, либо возможно взять что-то неликвидное.

Цель недоимщика по работе с такими дебиторами найти максимально выгодное применение этим долгам.

2. "Простые" дебиторы. Это могут быть постоянные контрагенты недоимщика, по каким-либо причинам переставшие платить по долгам своевременно. Это организации, имеющие достаточно специфичную продукцию и активы, а также имеющие небольшой круг потребителей этой продукции.

Цель недоимщика по работе с этими дебиторами получить с них наиболее ликвидные активы и по возможности - денежные средства, если предприятие не получает денег от основной деятельности, то получить их, например, с должника этого дебитора, еще труднее.

3. "Хорошие" дебиторы. Назовем этих должников центрами дебиторов. Это предприятия (как прямые контрагенты недоимщика, так и те, на которые есть постоянный "выход" через других дебиторов), в силу каких-либо причин производящие продукцию, работы, услуги широкого спроса. Например, по Свердловской области это: АО "Свердловэнерго", АО "Уралтрансгаз". Свердловская железная дорога, АО "Уралтелеком" и др. Это организации - монополисты, имеющие огромную сеть постоянных дебиторов.

Имея в распоряжении долги таких организаций и возможности по их использованию, недоимщик имеет маневр для выхода на конкретные "интересные" организации.

Эта группировка с определением сумм задолженности позволит недоимщику увидеть насколько ликвидна его дебиторская задолженность и как быстро и эффективно он сможет ее использовать.

2.2. Как правило, кредиторская задолженность намного превышает дебиторскую. В связи с этим. актуально в условиях отсутствия денежных средств (острого дефицита) наладить схемы для погашения долгов недоимщика без денег. Это бартерные сделки и взаимозачетные схемы, в результате которых недоимщик погашает кредиторскую задолженность, но взамен поставить кому-либо какую-то продукцию (работы, услуги).

Если до сих пор недоимщик не использовал такие сделки, то ему крайне необходимо найти эти схемы, т.к. имеющихся денежных средств и дебиторской задолженности не хватит на полное погашение долгов. Самое трудное, организовать долговременные схемы.

2.3. Поэтому (для этих целей) недоимщику необходимо провести также анализ ликвидности собственной продукции (работ, уедут) и запасов материальных ценностей. Это дает информацию, производство какой продукции (работ, услуг) нужно увеличить, какой уменьшить или вовсе снять с производства, чтобы не расходовать материалы на производство "мертвой" продукции, которая затоварит склад. Анализ ликвидности и нужности запасов даст информацию, что необходимо срочно реализовать, чтобы избавиться от лишнего имущества (уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий) и одновременно погасить ими кредиторскую задолженность. В случае обнаружения неликвидности дебиторской задолженности недоимщику необходимо приложить максимум усилий по изысканию выходов на дебиторов, а еще лучше попытаться получить финансирование из бюджетов различных уровней, чтобы как-то расширить сеть своих дебиторов и иметь возможность прямого погашения своих налогов и платежей.

ЭТАП III. ПОЛУЧЕНИЕ ОТСРОЧЕК (РАССРОЧЕК) ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Естественным желанием недоимщика. решившего оздоровить расчеты с кредиторами, является получение отсрочки всей недоимки на максимально возможный срок. Однако, кредиторы в лице бюджетов и внебюджетных фондов ставят свои условия. Это. как правило, своевременная и полная уплата текущих (очередных) платежей. Довольно заманчиво, когда существует возможность получения отсрочек (прекращение начисления пени и перенесение срока уплаты задолженности на более поздний срок) у всех или большинства кредиторов. т.к. это дает огромный выигрыш в не начисленной пени. Учитывая, что ежедневное "капание" пени в некоторых случаях длительной неуплаты долгов - десятки миллионов рублей в день, недоимщик стремится получить отсрочки (рассрочки) по всем долгам. Кроме того. при получении отсрочек возможен отзыв или приостановление действия инкассовых поручений на счете недоимщика, т.е. расчистка расчетного счета.

Однако, здесь имеют место уплаты два обстоятельства:

  1. Стремясь получить отсрочку уплаты всей задолженности и очистить расчетный счет. недоимщик идет на подписание договоров с кредиторами, часто не задумываясь о реальности сроков погашения недоимки, установленных в них, что неминуемо приводит к срыву договоров с возвращением в первоначальное положение (выставление задолженности на инкассо и начисление пени за период отсрочки).
  2. Большинство отсрочек предоставляются кредиторами с обязательным условием проплаты текущих платежей. Это самое тяжелое условие, т.к. невозможно после получения отсрочек быстро организовать эффективное производство и "приход" живых денег (необходимых для уплаты текущих платежей) от реализации продукции. Такая быстрая мобилизация ресурсов теоретически возможна, если предположить, что недоимшик попал в трясину долгов только по причине своего нежелания платить по долгам, а не в связи с общим тяжелым финансовым положением, практически это нереально.

Иными словами, преследуя цель своевременности уплаты текущих платежей "живыми" деньгами, встает глобальная проблема анализа и реорганизации (как минимум частичной) производства и реализации, а это долговременная задача.

Указанная проблема стала роковой для большинства предприятий, пытавшихся воспользоваться отсрочкой уплаты задолженности в бюджеты различных уровней по Указу Президента РФ No 65.

В связи с указанными обстоятельствами предлагается следующий план действий:

  1. Недоимщик анализирует (Этап I) свою кредиторскую задолженность с целью выявления самых опасных кредиторов.
  2. Недоимщик анализирует (Этап II) свои финансовые потоки с целью определения объема активов и денежных средств, которые реально можно направить на погашение долгов.
  3. Исходя из пункта 2. недоимщик определяет основных кредиторов (кредитора), перед которыми он способен погасить долги в течение определенного промежутка времени с условием проплаты текущих платежей.
  4. Недоимщик согласовывает с кредиторами (кредитором) и подписывает по возможности наиболее льготные для себя графики погашения (реальных) долгов.

Пункт 4 осложняется тем, что кредиторы (например, внебюджетные фонды и бюджеты) уполномочены предоставлять такие отсрочки (рассрочки) в рамках определенных документов и указаний вышестоящих органов, либо им вовсе запрещено их предоставлять (Государственный фонд занятости населения РФ для небюджетных организаций). И порой щадящего графика подписать невозможно.

Так, например, Пенсионный фонд РФ в январе 1997 г. предоставлял рассрочки с уплатой всей суммы недоимки не позднее 31 марта 1997 г. Но в марте 1997 г. вышел документ о продлении таких рассрочек, с окончательным погашением недоимки не позднее 31 июня 1997 г. На указанный момент возможно получить рассрочку с окончательным погашением недоимки не позднее 31 декабря 1997 г.

Учитывая это обстоятельство, можно попытаться подписать график, когда недоимщик обязуется в промежуточные сроки погасить посильные суммы, а оставшуюся задолженность уплатить в конце срока договора, либо получить отсрочку уплаты всей недоимки без промежуточных сроков. Существует большая вероятность, что ближе к окончанию договора об отсрочке выйдет новый документ о пролонгации. Это позволит избежать срыва договора в промежуточные сроки.

ЭТАП IV. ПОДПИСАНИЕ ОТСРОЧЕК (РАССРОЧЕК)

Подписанию договоров о предоставлении отсрочек (рассрочек) с каждым кредитором предшествует определение наличия такой возможности.

Для внебюджетных фондов эти возможности определяются нормативными документами вышестоящих органов, для бюджетов - нормативные документы Президента РФ и Правительства РФ.

Порядок оформления отсрочек (рассрочек) регулируется этими документами. Однако, на наш взгляд, в целях экономии времени прежде всего нужно обратиться в те органы кредиторов, с кем недоимщик общается постоянно. Это нижестоящие органы (районные отделения, финансово-бюджетные отделы района), где можно получить первоначальную информацию. Получив такую информацию, необходимо обратиться в вышестоящие органы кредиторов, которые, как правило, и уполномочены предоставлять отсрочки. Например, для получения отсрочки (рассрочки) задолженности нужно обратиться с ходатайством:

  1. Пенсионный фонд РФ - в Отделение Пенсионного фонда РФ по Свердловской области.
  2. Фонд обязательного медицинского страхования РФ - в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Свердловской области.
  3. Фонд социального страхования РФ - в Региональное отделение ФСС по Свердловской области.
  4. Экологический фонд РФ
    • в областной экофонд,
    • в городской экофонд.
  5. Районный бюджет - в Администрацию района.
  6. Городской бюджет - в Администрацию г. Екатеринбурга.
  7. Областной бюджет - в Правительство Свердловской области.
  8. Федеральный бюджет - в орган, определенный соответствующим нормативным документом и др.

Нужно отметить, что, например. Фонд занятости населения РФ предоставляет отсрочки (рассрочки) уплаты задолженности только бюджетным организациям. Свердловскавтодор не идет на предоставление отсрочек уплаты задолженности в Территориальный дорожный фонд.

Необходимо также постоянно отслеживать наличие таких возможностей по различным причинам. Так как, например.- администрация г. Екатеринбурга не предоставляет в 1-11 кварталах 1997 г. отсрочек, но это может стать возможным в III-IV кварталах 1997г.

Предоставление отсрочек (рассрочек) оформляется либо договором (Соглашением) между недоимщиком и уполномоченным органом кредитора, в котором оговариваются все условия их предоставления, либо распоряжением уполномоченного органа, где устанавливаются условия отсрочки (рассрочки) в одностороннем порядке.

Основными действующими нормативными документами, оговаривающими возможность и порядок получения отсрочек по бюджетам различных уровней, являются:

  • Приказ ФУДН № 35 от 31.05. 96 г. совместно с Госналогслужбой РФ. Минфином РФ, Федеральной налоговой полицией России.
  • Указ Президента РФ № 2270 (получение отсрочек в бюджет, при условии получения такой отсрочки в нижестоящем бюджете).
  • Постановление Правительства РФ № 254 от 05.03.97 г. "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организациями по платежам в Федеральный бюджет".

ЭТАП V. СПОСОБЫ ГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Получив отсрочки (рассрочки) задолженности, перед недоимщиком встает самая главная и самая трудоемкая задача - гашение задолженности и выполнение условий представленных отсрочек (текущие платежи и выполнение промежуточных сроков), т.к. в случае срыва договора заключить его повторно более сложная задача, тем более "льготный" график гашения. Гашение долгов - долговременная задача, которая требует больших усилий по нахождению необходимых сумм денежных средств и проведению взаимозачетных схем в конкретные сроки.

Кроме того. параллельно необходимо проводить мероприятия, направленные на увеличение объема производства ликвидной продукции, увеличение объема реализации, оптимизации запасов и другие мероприятия. способствующие оздоровлению финансового положения и ускорению оборачиваемости оборотных средств недоимщика. Эти мероприятия специфичны для каждой организации.

ВИДЫ НЕДЕНЕЖНОГО ГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

В условиях отсутствия денежных средств - это основной путь погашения долгов, хотя и не всегда возможный.

Классическим способом неденежного гашения задолженности является взаимозачет по платежам в бюджет (внебюджетный фонд). Остальные способы, приводимые далее, являются различными, более сложными вариантами взаимозачета, поэтому мы не будем даже делать нумерацию этих способов.

Схема построена на ситуации, когда кредитор имеет в свою очередь кредиторскую задолженность перед организацией А. Например, это задолженность по финансированию каких-либо программ, бюджетному финансированию и т.д.

Взаимозачет оформляется Соглашением о зачете взаимных требований (произвольной формы или разработанной кредитором) и актом взаимозачета. где указывается, что:

  1. Организация А засчитывает сумму в погашение задолженности Кредитора перед Организацией А.
  2. Дебитор недоимщика засчитывает задолженность организации N перед Дебитором недоимщика в сумме... за то-то.
  3. Недоимщик засчитывает в погашение задолженности своего дебитора сумму...
  4. Кредитор засчитывает в погашение задолженности Недоимщика перед Кредитором в сумме...

Данное Соглашение и акты подписываются каждой участвующей стороной (директором, гл. бухгалтером в необходимом количестве экземпляров с проставлением оттиска печати, идентификационных номеров, с выделением отдельной строкой сумм НДС (где необходимо).

На основании этого соглашения Кредитор может прямо снимать задолженность недоимщика, либо издать Приказ, Распоряжение или иной документ об уплате задолженности недоимщиком. В таком документе указывается дата уплаты.

На практике, чтобы погасить долг, недоимщик может начать поиск такой цепочки двумя путями:

1. "От дебитора", т.е. найти через своего Дебитора выход на какого-либо Кредитора недоимщика (бюджет, фонд и т.д.) (Простой взаимозачет).

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ВЗАИМОЗАЧЕТА

2. "От кредитора", т.е. найти те организации, которым должен кредитор недоимщика и предложить этим организациям свою продукцию (работы, услуги) (Товарное покрытие долгов).

В связи с тем. что Кредитор хотел бы получить от недоимщика денежные средства, он. как правило, ограничивает количество таких взаимозачетов при помощи введения условий их проведения (очень жесткие). Примерами таких ограничений могут быть: квоты по взаимозачетам, непроведение взаимозачетов по защищенным статьям финансирования организации А, наличие копий всех договоров и др. документов, подтверждающих взаимную задолженность между всеми сторонами зачета, недопущение будущих поставок в результате взаимозачета. проведение взаимозачетов в счет погашения задолженности недоимщика на определенную дату (по старой задолженности), невозможность проведения взаимозачетов в счет текущих платежей недоимщика Кредитору (наличие справок ГНИ или др. органов о наличии задолженности), недопущение переплат в результате взаимозачета, пропорциональное погашение недоимки и начисленных санкций (невозможность погашения только недоимки) и др.

Существуют случаи, когда Кредитор, в целях скорейшего погашения задолженности недоимщиков перед ним, сам создает некоторые схемы.

Так. например, существуют специальные фирмы, которые занимаются реализацией определенных активов недоимщиков, тем самым помогая им быстро превращать их в более ликвидные активы, деньги, ценные бумаги, которые направляются на погашение задолженности недоимщика перед Кредитором.

Некоторые Кредиторы сами принимают в счет погашения долгов различные ценные бумаги.

Это, например, собственные, ранее эмитированные долговые обязательства Кредитора, срок уплаты по которым наступил (векселя финансово-бюджетного управления г. Екатеринбурга, которыми можно погасить задолженность в городской бюджет г. Екатеринбурга, векселя финансового управления Правительства Свердловской области, векселя Свердловскавтодора).

Кроме того, некоторые кредиторы принимают в погашение задолженности банковские векселя. Так, например. Отделение Пенсионного фонда по Свердловской области принимает в счет просроченной задолженности векселя некоторых банков (существует список этих банков) со сроком погашения не более 3-х месяцев, а в счет текущих платежей - со сроком платежа "по предъявлении".

Таким образом, недоимшик. имея возможность получения каких-либо ценных бумаг от своих дебиторов. может превратить их (продать, обменять на нужные ценные бумаги) в необходимое средство платежа через инвестиционные, брокерские фирмы. либо самостоятельно.

Принимая во внимание возможности при реализации вышеуказанных схем. необходимо отдавать себе отчет в том, что взаимозачеты, как реализация без поступления "живых" денег. порождают новую, уже меньшую задолженность (за счет рентабельности продукции, работ, услуг) по налоговым платежам, некоторые из которых возможно погасить только деньгами.

Поэтому, одновременным направлением работы недоимщика, наряду с безденежным покрытием долгов, должно быть изыскание "живых" денег (производство новых видов продукции. работ, услуг, работа по получению денежных средств с постоянных контрагентов).

Подытоживая вышеизложенные этапы работы недоимщика со своими долгами, нужно отметить, что это большая работа, которую может организовать только отдел, где на каждого работника возложены определенные функции по работе с конкретным "участком" долгов.

Как правило, таких отделов на предприятиях не существует, предпринимаются лишь разрозненные усилия служб сбыта, коммерческого, планового отделов. Это не дает желаемого результата - погашения долгов, а сводится лишь к проведению отдельных сделок. В результате долги "не уходят". Для достижения этой цели такая работа на предприятии должна быть организована опытным специалистом, профессионально занимающимся этой проблемой.

Нужно также отметить, что в процессе такой работы налаживаются отношения недоимщика с кредиторами (финансовыми органами и органами внебюджетных фондов), которые. как правило, идут навстречу таким предприятиям, а также уменьшается роль налоговой инспекции при работе с такими недоимщиками и сводится лишь к техническому учету произведенных или не произведенных платежей в тот или иной бюджет.

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz