бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
Перераспределение налогов

 ( http://www.bkg.ru )

Федеральный центр придумал, как опять перераспределять налоги

Процесс налогового реформирования в нашей стране становится бесконечным. 29 марта в Госдуму из правительства должен поступить законопроект, который объединяет множество различных налоговых новаций. В них заложены и увеличение транспортного налога, и рост платы за землю, и существенное повышение акцизов по нескольким группам товаров. Все это предполагается сделать ради одной благой цели - компенсировать налог на пользователей автомобильных дорог, которого не станет с 1 января 2003 г. Таким образом, налоговая реформа продолжает идти уже протоптанной дорожкой: прибавляя доходы федеральной казне, лишает денег местные и региональные бюджеты.

Евгения Письменнная

Налог на пользователей автомобильных дорог давно признан неэффективным и даже вредным. Он относится к типу оборотных налогов, которые душат развитие экономики. Снимать оборотную удавку с тела российского народного хозяйства федеральное правительство начало еще в 2000 г. Но тогда налог на пользователей автомобильных дорог полностью отменить не удалось. Регионы не дали. Дело в том, что этот налог оставался в регионах, которые на эти средства поддерживали дорожную инфраструктуру. А правительство, захотев спасти отечественную экономику от вредных налогов, было не в состоянии предложить регионам механизм, одновременно благотворно влияющий на экономику страны и подпитывающий региональные бюджеты. Так налог в размере 1% с оборота прожил еще два года. Но по закону с 1 января 2003 г. этот рудимент обязан исчезнуть. И вот Минфин предложил регионам способ, который должен восполнить грядущие территориальные потери.

Механизм получился многоступенчатый. Отмена 1% автомобильного налога потребует семи изменений в области налогового законодательства и еще нескольких - в области бюджетного перераспределения. Для того чтобы ни одна региональная казна не задохнулась от нехватки средств, федеральные власти позволят территориальным ввести другой налог - транспортный. Утверждение ставок транспортного налога и льгот по нему обещают сделать прерогативой регионов, а федералы лишь установят потолок этого налога. Для машин мощностью до 100 л. с. ставка нового налога составит 10 руб. за 1 л. с., а для более мощных машин ставки будут гораздо выше (размер последних Минфин пока не оглашает). Нельзя не отметить сообразительность финансового ведомства: ставка очень высокая (например, сейчас в Москве берут 3 руб. за 1 л. с.), а значит, мера непопулярная. Но если регионы введут ее по предельной ставке, то и виноваты будут не федеральные власти, а региональные. Похоже, Минфин все еще не может забыть новогодних "разборок" с лекарствами и СМИ, когда пришлось отвечать за непопулярные налоговые решения. В случае с транспортным налогом придется отдуваться территориям.

Зная, что не все регионы пойдут на резкое увеличение транспортного налога, правительство подарило регионам еще один доходный источник - увеличение на 80% арендной платы за землю. Но до сих пор этот налог очень низкий, и даже такая существенная прибавка не принесет муниципальным властям значительных средств. Так, первый замминистра финансов Сергей Шаталов признался, что если сейчас налог на землю примерно равен стоимости одной пачки сигарет, то его смело можно увеличивать еще не один раз. Прекрасно понимая, что земельная прибавка не спасет регионы от потерь, Минфин проявил благодушие: согласился оставлять в центре всего 6% от налога на прибыль, а не 7,5%, как это происходит сейчас (сегодня ставка налога на прибыль составляет 24%). Но и здесь регионы видят корысть. На вопрос "Фокуса", насколько существенно пополнится региональная казна от прибавившихся 1,5%, один из региональных финансистов ответил вопросом к федеральным властям: "А почему с нами делятся неустойчивым налогом на прибыль, сборы по которому во многом зависят от экономической конъюнктуры, а не стабильным НДС, 100% которого поступают в федеральную казну?" Особенно кощунственно это смотрится сейчас, когда, при первых же изменениях мировой конъюнктуры на товары российского экспорта, два месяца подряд налоговые доходы недобираются. По информации "Фокуса", если в январе МНС собрала 98,8% от установленного задания, то в феврале этот показатель еще меньше - 90,6%.

Самая большая компенсация должна поступить, по выражению Сергея Шаталова, от "индексирования с опережением" акцизов на моторное топливо, пиво и сигареты. Но парадокс заключается в том, что акцизы - доходная статья центра, а не территорий. Получается интересная комбинация: центр, убирая региональный налог, делает существенную прибавку в бюджет федеральный. Правда, в Минфине обещают территориям обеспечить некие федеральные компенсации, но какими именно они будут, в министерстве еще говорить не готовы. "Скорее всего будет, как и год назад. Налоги снизили всем. Но разным регионам выделяют разные суммы по принципу "кто сколько пролоббировал, тот столько и получил". Тем самым нарушается принцип прозрачности, ясности и стабильности", - сказал "Фокусу" заместитель председателя комитета финансов администрации Санкт-Петербурга Сергей Демин.

Казалось бы, зачем столько мучений из-за отмены всего 1% оборотного налога. Дело в том, что именно этот процент в 2003 г. мог бы принести всем российским регионам от 171 до 180 млрд руб. И все многоступенчатые и сложные придумки Минфина не могут компенсировать выпадающие потери регионов. По самым оптимистическим прогнозам министерства финансов, так называемые прямые частичные компенсационные меры составят лишь 131 млрд руб. "От налоговых изменений прошедших трех лет мы уже потеряли 5 процентных пунктов при распределении налоговых платежей на территории Санкт-Петербурга. Мы потеряли, а Центр получил", - говорит Сергей Демин.

Что ж, "налоговое шоу" в нашем федеративном государстве продолжается, и его логика не изменилась. На волне новых правительственных налоговых поправок регионы думают, как сокращать расходы на капитальные вложения. Вот такой нелегкий путь бывает у процесса снижения налогового бремени. Правда, впереди правительственные поправки ждет непростая судьба в Думе и Совете Федерации, где с помощью бывших минфиновцев Михаила Задорнова, Евгения Бушмина и Владимира Петрова законопроект может быть профессионально откорректирован.

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz