Валентин Машкин ( http://www.bkg.ru ) Сегодня привлечение
инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут
инвестиции - будет развитие реального сектора, а следовательно, будет и
экономический подъем. Не удастся привлечь - неминуемо умирание производств, деградация
экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления. Любое,
даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства,
позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг -
это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной
величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может
лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в
этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить
это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому
вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента. Сейчас
время - противник: ничто, кроме распада, не делается само собой.
Нужно совершенно отчетливо осознать тот факт, что спасти положение дел
могут только активные согласованные и масштабные действия. А для этого
необходимо найти или создать массовую технологию управления инвестиционной привлекательностью. Инвестиционная
привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют
место, но не спасают сегодня положение дел. Традиционно понятие инвестиционная
привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения
инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования
может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион,
страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один
ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого
уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых
свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в
силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же
самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно
эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой. Обобщая накопленный опыт,
привлекая экспертов и пользуясь собственным здравым смыслом, можно выделить ряд
факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми
для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы: - ресурсно-сырьевой
(средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- производственный (совокупный
результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- потребительский (совокупная покупательная способность
населения региона);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
- интеллектуальный (образовательный уровень населения);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной
экономики);
- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).
Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для
каждого региона и выделения следующих инвестиционных рисков: - экономический (тенденции
в экономическом развитии региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по
результатам последних парламентских выборов);
- социальный (уровень социальной напряженности);
- экологический (уровень
загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
- криминальный (уровень преступности в регионе
с учетом тяжести преступлений).
Принципиальный недостаток такого традиционного подхода
заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая
данность, практически не предполагающая возможность активного изменения: анализ обозначенных факторов
и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают
и выводы авторов, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного
потенциала вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная
освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Единственный параметр,
который можно изменить достаточно быстро - законодательство. Проблема только в
том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы
менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе
не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются.
Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только
об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о
массовой технологии управления инвестиционной привлекательностью. Что же, в таком случае,
означает управление инвестиционной привлекательностью? Традиционный подход не дает и не
может дать ответа на этот вопрос: известно, что к экспертной
оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело
в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь
тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только
в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие
на которые и даст желаемый результат. Такие представления существуют в
виде базовой концепции "Сущность инвестиционного процесса" и концепции "Управление инвестициями
в реальный сектор". Более того, на базе этих концепций разработан
практический подход и начато осуществление практических действий по управлению инвестициями
в реальный сектор экономики. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью
- две стороны одной медали. Разница лишь в том, кто
выступает инициатором: инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо
понимать другое. Поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями.
Главная мысль концепции "Управление инвестициями в реальный сектор" заключается в
том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта
инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и
эффективностью собственных вложений. На практике это означает следующее. Контроль за
эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность
объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства
в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства
стратегичность деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией
стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая
политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно
ключевое свойство - целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности
и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец,
целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии
деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими
способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный
контроль за надежностью вложений. Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по
формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления,
инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем
самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и
для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств,
он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные
средства для глобальной реструктуризации объекта. Об управлении инвестиционной привлекательностью можно
говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются
по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности,
управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к
созданию этих механизмов, так и к участию в контроле за
их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта
для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью
сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и
формирование финансовой политики. При беглом прочтении может сложиться впечатление, что
все сводится к давно известному. Чтобы такое впечатление не складывалось,
следует отметить, что прозрачность деятельности - это не одно и
то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность в
любой момент проверить достоверность представляемой информации. Именно поэтому прозрачная деятельность
на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой
правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только
от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя
отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти. С
другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто
не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать
правовую культуру. Управление в масштабах региона - это, прежде всего,
управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных
механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого
масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет
привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей
изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности,
целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями
добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора
станет устойчивой тенденцией. Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие
надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях,
протекционизм по отношению к эффективным инвесторам - все это и
будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
Важно отметить, что вместо того, чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция
вскрывает природу их объективных интересов, то есть позволяет воздействовать на
главное, а не заниматься второстепенным. Предпочтения - категория сугубо субъективная,
зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее
значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое
положение региона и позиция региональных властей, в то время как
российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциал региона.
В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений
невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут
одни инвесторы, не покажется привлекательным другим. Объективные интересы вытекают из
сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в
надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью,
построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом
уровне и в любом месте. И дело не в том,
чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием
региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует
объективный интерес общества. Таким образом, совпадение интересов общества с интересами
инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в
разряд общественно значимых, а специфика текущего момента делает ее не
просто ключевой, но сверхприоритетной.
|