бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
БИЗНЕС
Опыт с протоколом

Беспроводная лихорадка, захлестнувшая мир, достигла Москвы. Выйти в Интернет сможет не только владелец шикарного ноутбука в Шереметьево, но и студент на лекции.

Юрий Аммосов

Мало кому известно, что Москва, третий по величине мегаполис Европы, уже стала тестовой площадкой сразу для нескольких крупнейших мировых производителей телекоммуникационного оборудования. В Европе не так много мест, где концентрация мобильных пользователей была бы столь велика, как в Москве. Поэтому мы зачастую становимся той опытной площадкой, где испытываются и внедряются новые технологии, рассчитанные на большое число пользователей. Что ж, куда почетнее быть опытной площадкой, чем рынком сбыта неликвидов. Россия слишком долго получала технологии, с позволения сказать, не первой свежести. Сейчас у нас наконец стали появляться последние разработки крупнейших международных технологических компаний. Последний пример - беспроводные сети Wi-Fi, быстро распространяющиеся в мире (см. предыдущий выпуск "Цифрового мира"). Новейшую технологию для тестирования этих сетей в рамках программы Cisco под названием EFT (Early Field Trial, или "ранние полевые испытания") в России взялся тестировать "Вымпелком", которого журнал Business Week в этом году признал лучшим телекоммуникационным оператором в мире. Помимо него к обкаточным испытаниям, как сообщил представитель Cisco, были приглашены еще два сотовых оператора - "один в Южной Европе и один в Восточной". Почему в этом списке нет западноевропейских операторов, не ясно: не исключено, что причина может крыться в неких регулятивных документах Евросоюза, в меньшей расторопности западноевропейских телекомов или даже просто в меньшем размере компаний из Восточной Европы и, как следствие, в большей легкости решения ими возникающих в ходе испытаний проблем. И все-таки подчеркнем еще раз, что это первый случай, когда столь перспективную технологию сначала привозят в Россию, а затем уже в Западную Европу. Результат полевых испытаний в "Вымпелкоме" повлияет на направление развития общеевропейских технологий, а нашей компании даст шанс стать технологическим лидером.

Рассада с опытных полей

В конце ноября "Вымпелком" первым из российских телекоммуникационных операторов объявил о планах развития беспроводной сети стандарта 802.11b, или Wi-Fi, то есть на основе одного из самых современных форматов передачи цифровых данных по радиоканалам. При создании сети "Вымпелком" будет использовать новейшую технологию авторизации пользователя, разработанную Cisco Systems. Она предполагает, что пользователь для работы в беспроводной сети может использовать ту же SIM-карту, что и в своем сотовом телефоне (или ее дубликат), уже привязанную к его счету в телекоммуникационной компании. Таким образом, чтобы работать в Интернете с мобильного компьютера или получить удаленный доступ к корпоративной электронной почте, не потребуется никаких дополнительных настроек оборудования. Пользователь окажется в Wi-Fi-сети без ввода логина и пароля, а счет за работу с сетью придет ему вместе с очередным счетом за телефон. Поскольку большинство современных ноутбуков уже имеют встроенные антенны 802.11b, единственное оборудование, которое придется докупить их владельцам, - SIM-ридер, специальную вставную карту для ноутбука, куда помещается SIM-карта.

В течение ближайшего года "Вымпелком" планирует тестировать технологию в нескольких пробных беспроводных сетях, развернутых в офисах самой компании. Правда, пока функционирует только одна такая сеть - из одной базовой станции и двух компьютеров, которую компания и продемонстрировала.

В дальнейшем же компания планирует постепенно развернуть в Москве сеть примерно из четырехсот точек доступа (хотспотов), которыми смогут воспользоваться абоненты "Би-Лайна". Из комментариев представителей компании стало известно, что заявки на большую часть хотспотов уже поданы. Четыре сотни хотспотов по российским меркам довольно много, по оценкам журнала CIO, например, заявка "Вымпелкома" - это примерно две трети от поданных к настоящему времени заявок. Где именно будут размещаться публичные хотспоты "Вымпелкома", в компании объясняют неопределенно, не скрывая, впрочем, что заявки подавались так, чтобы застолбить стратегически важные участки - аэропорты, отели и здания, где располагаются дорогие офисы. Как объяснил "Эксперту" источник в руководстве компании, план состоит в том, чтобы в дальнейшем использовать заявки на определенные адреса еще и как довод в переговорах с лендлордами в пользу развертывания сети "Би-Лайна": никто иной претендовать на это место уже не сможет. Правда, никакие нормативные документы не предусматривают невозможности прописки по одному и тому же адресу более чем одной беспроводной сети, но неполнота и известная противоречивость ныне действующих документов допускают и такое толкование.

Впрочем, даже если "Вымпелком" застолбил беспроводные участки надежно, вряд ли это долгое время будет его главным конкурентным преимуществом, если, конечно, компания не поторопится с развертыванием действующей сети. Как стало известно "Эксперту", крупнейший столичный деловой отель "Марриотт-Тверская" уже подготовил свой хотспот при помощи другого беспроводного оператора. А "Марриотт-Тверская" - лакомый кусочек будущей московской сети: здесь чаще всего проводятся деловые конференции высокого уровня, собирающие платежеспособную, обеспеченную ноутбуками и - такова реальность - часто не заинтересованную в выслушивании всего набора дневных сообщений аудиторию. Нагрузка на сеть, которую каждый день могут создавать скучающие на заседаниях делегаты, обещает быть высокой и стабильной, равно как и доходы оператора. Известны и другие планы: столичный интернет-провайдер Zenon NSP рассматривал возможность развернуть сеть хотспотов в московских кофейнях.

Не исключено, кстати, что по тем же адресам появятся и нелицензированные домашние и внутриофисные сети, которые будут существовать на тех же птичьих правах, что факсы и модемы, не зарегистрированные связистами, но и контролировать их связисты смогут, вероятнее всего, с той же нулевой эффективностью.

Думается, что обнародование "Вымпелкомом" своих планов подхлестнет и других желающих застолбить участки - не только бумажкой, но и делом. Понимают, очевидно, это и в "Вымпелкоме": используя новейшую технологию авторизации по SIM-карте, компания обеспечивает себе явные рыночные преимущества, ни одна из Wi-Fi-затей нынешних конкурентов пока не сравнится с ее опытной делянкой.

В чем новизна технологии

В США и в Европе Wi-Fi-сети развивались по-разному. В США сети были в основном частной инициативой конечных пользователей, а вот в Европе в их развитии приняли серьезное участие телекоммуникационные компании. Одной из важнейших задач, которую вынуждены решать для телекомов производители оборудования, является создание технологически несложной системы миграции существующих пользователей сотовых телефонов к использованию Wi-Fi. Ведь сейчас потенциальных корпоративных потребителей останавливают не только соображения надежности и безопасности таких сетей и невозможность использовать свой ноутбук вне офиса, где они установлены, но и необходимость заводить десяток эккаунтов у разных поставщиков таких услуг и получать потом от них десять счетов.

--------------------------------------------------------------------------------
Крупнейшие американские высокотехнологичные компании объединили усилия для создания сети Wi-Fi. Фонд Intel Capital с участием IBM, AT&T и инвестиционных фондов Apax Partners и 3i объявил о старте мегапроекта Cometa Networks, в рамках которого в течение ближайших лет в США будет развернута гигантская сеть из 20 тыс. точек доступа 802.11. Cometa будет не предоставлять услуги непосредственно потребителям, а продавать доступ и емкость каналов крупным поставщикам услуг - телекомам и WISP. Установкой систем будет заниматься IBM, обеспечивать каналы связи - AT&T, а Intel, материнская компания Intel Capital, предоставит технологическую платформу.
--------------------------------------------------------------------------------

Идеальным, с точки зрения телекомов, решением является так называемая бесшовная интеграция новой технологии в имеющиеся у них учетно-контрольные системы. Это включает в себя как авторизацию пользователя в беспроводной сети, так и биллинг, по возможности без переоснащения всей существующей железной и софтверной части (и те и другие системы могут быть весьма сложны в разработке и обращении). Предложенная Cisco новая технология как раз дает клиенту возможность использовать одну и ту же SIM-карту и для сотового телефона, и для работы в беспроводной сети. Кроме того, клиент может автоматически переключаться из сети GPRS в WirelessLAN и обратно. Иными словами, если у него уже установлена связь с Интернетом через мобильный телефон, то, оказавшись в зоне хотспота, он сможет продолжить работу, не прерывая сессии, но с гораздо большей скоростью. И наоборот, если он покидает зону действия точки доступа к беспроводной сети, то сможет работать через GPRS. Для телекомов решение этой проблемы открывает путь к действительно крупным клиентским счетам, для "Вымпелкома" - еще и шанс на технологическое лидерство.

Правда, это же означает, что планы "Вымпелкома", опирающиеся преимущественно на капитализацию текущей пользовательской базы за счет предложения клиентам новых услуг, теперь поставлены в зависимость от работоспособности данной версии технологий Cisco.

Где найти пользователя

Аналитики оценивают новую инициативу "Вымпелкома" сдержанно. Главный вопрос - количество и качество потребительского спроса. Телекоммуникационный аналитик инвестиционного банка "Тройка Диалог" Том Адсхед оценил потенциальный спрос на услуги беспроводного доступа всего в 10 тыс. клиентов на всю Москву, из них одновременно будут выходить на связь не более 2,5 тыс. Эта оценка лишь незначительно расходится с оценкой представителей Cisco, которые прогнозируют объем рынка на уровне 10 млн долларов. По объявленным ценам это как раз соответствует нескольким тысячам устройств. Cisco планирует продавать в России комплекты для базовых станций по тысяче долларов, а пользовательские устройства - от 100 до 200 долларов, несколько дороже, чем в других странах. Впрочем, не исключено, что операторы и производители, для того чтобы новая технология быстрее набрала критическую массу пользователей, будут субсидировать оборудование, использовать быстро развивающиеся, по крайней мере в Москве, кредитные и лизинговые схемы или даже предоставлять оборудование бесплатно.

Как объяснили в "Вымпелкоме", самой компании аудитория будущего сервиса видится двояко. Первой категорией потребителей были названы международные роумеры "Би-Лайна", по сути бизнес-туристы из развитых стран. Сейчас в Москве (за возможным исключением того же "Марриотта") их ноутбуки с Wi-Fi практически бездействуют. Вторую категорию потребителей образуют московские корпоративные клиенты.

Здесь новые услуги "Вымпелкома" сходны с обычным сервисом сетевого интегратора: компания планирует заключать договоры на клиентское обслуживание с корпорацией в целом, устанавливать и поддерживать в офисах клиентов беспроводные сети, предоставлять им услугу виртуальной частной сети (Virtual Private Network, VPN), которая позволит корпоративным пользователям подключаться по надежно защищенному соединению непосредственно в свою корпоративную сеть, используя любые точки доступа "Вымпелкома" за пределами офиса. Четкого представления о том, как будет выглядеть схема коммерческой эксплуатации Wi-Fi, у "Вымпелкома" пока нет, известны лишь расценки, которые будут близки тарифам на передачу данных по GPRS.

Но тем не менее руководство "Вымпелкома" с уверенностью утверждает, что даже роуминговые потребители обеспечат беспроводной сети прибыльность. С этим мнением согласен и Том Адсхед, он тоже высоко оценивает потенциал роуминговых потребителей, в число которых включает и тех москвичей, кто часто путешествует за рубеж. У этих потребителей низкая чувствительность к цене, подчеркивает г-н Адсхед и оценивает их средние возможности оплачивать счета за трафик в 50-100 долларов в месяц.

На практике, думается, средние счета, особенно по началу, будут существенно больше. Сейчас "Вымпелком" взимает с абонентов сети "Би-Лайн" за GPRS 25 центов за мегабайт, а средний дневной трафик на абонента в корпоративной сети с учетом почты, Интернета и перекачки файлов с сервера составляет приблизительно 150 Мб. Большая часть этого трафика, правда, копии, циркуляры, рекламные баннеры, спам и прочий мусор. Так что тем абонентам, кто хочет, чтобы счет не зашкалил за сотню, придется или ограничивать свои дела в сети за пределами офиса одной почтой, или работать с Wi-Fi не более раза в неделю. Правда, такое положение вряд ли продлится долго: резервы сокращения цен в сегменте Wi-Fi намного больше, чем в GPRS: высокая цена GPRS-трафика обусловлена его дорогостоящим оборудованием, а базовые станции 802.11 очень дешевы.

Кстати, возможно, переход на новые методы учета трафика подхлестнет использование инструментов контроля за ним на ноутбуках: почтовых и спам-фильтров, персональных файреволлов и т. п. Практика показывает, что даже ручная трехминутная модификация системного фильтра hosts с целью отсечения баннерных сетей, операция простая, доступная любому, но чрезвычайно редко используемая на практике, сокращает общий трафик на 20%.

Однако в целом "Вымпелком" рассматривает технологию 802.11 как дополняющую, а не вытесняющую GPRS. В этом с ним согласны и другие сотовые операторы. "Я не противопоставлял бы Wi-Fi и GPRS, - говорит Роман Проколов, представитель "Соник Дуо", оператора сети "Мегафон". - Они скорее дополняют друг друга, так же как магнитолу в машине нельзя сравнивать с музыкальным центром: у них разные задачи и разные ситуации их использования".

Конкуренты


Последуют ли за "Вымпелкомом" другие сотовые компании? Пока это неочевидно. "Вымпелком исторически более инновативная компания, чем МТС и "Соник Дуо"", - замечает г-н Адсхед. Что же до МСС, то эта компания, по его мнению, скорее будет экспериментировать с технологиями на основе CDMA.

Сами сотовые компании также сдержаны в комментариях относительно инициативы "Вымпелкома", они подчеркивают свой интерес, но не энтузиазм. Как сообщил "Эксперту" директор МТС по развитию бизнеса и новым продуктам Михаил Ханов, МТС пока не определилась ни со стратегией, ни со своими задачами в отношении беспроводных сетей. "В первую очередь это отдельный бизнес, - считает Ханов. - В рамках холдинга "Система-телеком" вполне вероятно формирование отдельной структуры, задачей которой и будет создание, продвижение и коммерческая эксплуатация сервисов и приложений на базе этой технологии. Целевая аудитория хоть и очень четко очерчена, но все же не позволяет заявлять о безусловном коммерческом успехе такой технологии в России. Тем не менее России скорее ближе европейский путь развития Wi-Fi - централизованный и подконтрольный, с большими изначальными инвестициями. Возможно появление сразу нескольких игроков".

По словам Романа Проколова из "Соник Дуо", эта компания также не считает, что в России для технологии 802.11 сейчас готова почва. Хотя, по его словам, она, безусловно, представляет большой интерес и с технологической и с прикладной точки зрения, а вот оценка возможностей спроса на новую технологию требует детального исследования. Так что "Соник Дуо" намерена пока внимательно изучать опыт конкурентов, а решения рынку предлагать тогда, когда тот созреет.

Тем не менее обе сотовые компании интенсивно общаются с производителями беспроводного оборудования. По словам Романа Проколова, "Соник Дуо" готова сотрудничать с Cisco, Lucent, Nokia и другими ведущими производителями беспроводного оборудования. В МТС тоже подтвердили, что рассматривают предложения "по железу" сразу от нескольких вендоров.

Похоже, сейчас в тандеме производитель-телеком ведущая роль принадлежит скорее производителям, чем телекомам. Производители уже располагают продуктом и платежеспособными покупателями в лице телекомов, а вот телекомам еще только предстоит сформировать конкретные продукты на основе этой технологии. Поэтому на производителях лежит задача не столько даже предложить телекомам свое "железо", сколько объяснить, что именно они могут сделать на его основе. Задача производителей осложняется тем, что они сами еще не нашли ответа на этот же вопрос.

Грузчик с PDA - не фантастика

Все аналитики сходятся на том, что стандарт 802.11 предназначен в первую очередь для нишевых приложений. Клиффорд Гонтлетт, директор компании "Голден Телеком", сказал "Эксперту", что создание решений для постоянного публичного доступа - дело будущего. Сейчас, уверен он, будут доминировать локализованные нишевые приложения, служащие заменой "последней мили", на которых и будут отрабатываться методы более общих решений. С ним согласен и Том Адсхед, который тоже убежден, что технология должна найти свою специфическую нишу на русском рынке, чтобы стать успешной.

Вопрос о том, какая ниша для Wi-Fi может стать бестселлером (или, как выражаются в технологической среде, killer-application) пока открыт. Ханов из МТС считает, что такой прорывной технологией может стать роуминг между хотспотами. У представителей Cisco иной взгляд на перспективу: прорывной станет не передача данных как таковая, а возможность для пользователей экономить с помощью Wi-Fi деньги на телефонной связи. На этом предположении стоит остановиться подробнее, оно обоснованно уже хотя бы потому, что прямая польза потребителям тут налицо.

Любой, кому приходилось путешествовать, знает, что ни гостиничные, ни сотовые роуминговые тарифы на телефонные звонки, будь они местные или междугородные, не отличаются умеренностью. Вернувшись даже из двухдневной поездки, можно обнаружить, что счет за телефонные переговоры зашкаливает за сто, а то и за двести долларов. Существенно сэкономить можно, если использовать ноутбук как терминал для телефонных звонков: одно соединение стоимостью 8-10 долларов позволяет откуда угодно сделать любое количество звонков в любые страны мира за 10-20 центов за минуту. Главное препятствие для работы в таком режиме совсем не технического свойства: большая часть пользователей либо просто не подозревает о такой возможности, либо не знает сервис-провайдеров таких услуг, либо не ведает, какое программное обеспечение нужно использовать в этом случае и как его настраивать. Надо сказать, что эту услугу можно активно использовать и с применением обычных кабельных каналов связи, но, несмотря на распространение в отелях широкополосного доступа, IP-телефония пока не стала массовой, хотя сейчас она распространена неизмеримо шире, чем несколько лет назад. В России она смогла сделать рывок лишь благодаря тому, что провайдеры IP-телефонии стали предлагать доступ к своим каналам традиционным способом - через предоплаченные карточки и звонки на определенные номера.

Число пользователей именно беспроводной IP-телефонии может резко возрасти с появлением двухстандартных Wi-Fi/GSM-телефонов, способных самостоятельно переключаться на соединение с хотспотом вместо соты и наоборот. Правда, в этом случае сотовые компании окажутся в положении, когда доход от их премиум-клиентов, международных роумеров, начнут пожирать более дешевые сервисы 802.11. Но потребителей этих дешевых сервисов может оказаться неизмеримо больше.

Большие перспективы открываются, в частности, при внедрении корпоративных сетевых решений на уровне промышленных предприятий, складов, грузовых терминалов, госпиталей - везде, где сотрудники компаний находятся в постоянном движении, а координация действий и обмен информацией жизненно необходимы. Потребителями этой технологии здесь выступают не "белые", а "синие" воротнички, а устройствами доступа будут скорее PDA. Это ведь для нас грузчики с PDA - фантастика, а в США по этому поводу уже идут забастовки. Не так давно президент Джордж Буш-младший применил закон Тафта-Хартли для прекращения стачки орегонских докеров, блокировавших практически все грузопотоки на западе США, что грозило остановкой экономики. Высокооплачиваемые рабочие не пожелали, чтобы у них на вооружении появились ручные сканеры бар-кодов, резонно рассудив, что более быстрая сортировка грузов может повлечь сокращение их рабочих мест. А пару десятилетий назад аналогичный подвиг луддитства был совершен связистами Англии: они отказались использовать новое монтажное оборудование, пока не получили обязательств менеджмента, что нормы выполнения работ останутся теми же по продолжительности, а следовательно, их почасовые ставки не пострадают (разумеется, как следствие, перекуры несколько возросли). Что касается России, то не так давно "Коммерсантъ" описывал эксперимент, поставленный в аэропорту Шереметьево, где создание мобильного рабочего места для учета грузовых контейнеров в поле позволило существенно повысить как темпы обработки груза, так и эффективность процесса (http://ione.ru/scripts/themes.asp?id=1783).

Наконец, еще один сегмент потребителей, который может обнаружить для себя существенный интерес в WLAN, - малые компании. В настоящее время они-то в основном и являются потребителями беспроводных технологий передачи данных: технологический предшественник Wi-Fi - RadioEthernet, позволяющий обеспечить недорогую выделенную линию в офис, используется в основном малыми компаниями, которые не в состоянии позволить себе прокладку кабеля или переезд в более современный офис. Этот рынок, хоть и малозаметен, но не так уж мал: в стране насчитывается около 70 провайдеров беспроводных выделенок, а объем рынка превышает 12 млн долларов в год. Причем только половина потребителей этих технологий находится в "продвинутой" Москве - отнюдь не маленькие сети радиодоступа уже действуют в Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске и других городах страны. Если технология Wi-Fi позволит этому сегменту потребителей найти то же качество за лучшие деньги, не исключено, что, пока большие телекомы и крупнейшие корпорации будут размышлять о пользе Wi-Fi, малый бизнес проголосует за нее кошельком.

Что ж, ситуация, когда двигателем прогресса могут выступить не самые богатые, поучительна и вполне реальна, как внутри страны, так и, хочется надеяться, в мире в целом.

© Эксперт

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz