Инвестиционный риск и потенциал регионов Северо-Запада Несмотря на все усилия,
проводимые в стране реформы пока не дали важного результата -
включения экономики России в международное разделение труда. Среди многих причин
торможения этого процесса со стороны России не последними являются:- отсутствие
и необустроенность "внешнеэкономических ворот" России, прежде всего, морских; - слаборазвитость внутрироссийской
инфраструктуры, не дающей предприятиям глубинных регионов надежного выхода на внешние
рынки. В России существуют лишь 3 макрорегиона, претендующих на роль
внешних "ворот": Северо-Западный, Южный (Азово-Черноморский) и Дальневосточный. Северо-Западный регион должен
стать приоритетным в указанном смысле, поскольку международное и межрегиональное экономическое
сотрудничество в рамках европейского Севера дает России исключительный шанс для
интеграции в европейскую и мировую экономику. Северо-Западный макрорегион напрямую связывает
наиболее населенные и экономически развитые регионы России со странами Европейского
Союза. Он исторически является базой освоения всего арктического побережья России,
экономическое значение которого возрастает с каждым годом. Северо-Западный федеральный округ
России объединяет 11 субъектов федерации. По площади территории, численности населения
и основным показателям социально-экономического развития его доля в стране составляет
9-10% (график 1). Лишь объем сельскохозяйственного производства вследствие объективных природно-климатических
факторов составляет 7% с небольшим. Регионы Северо-Запада неравнозначны в своем
социально-экономическом развитии. Так, по численности экономически активного населения они различаются
в 100 раз, по объему промышленного производства - в 20
раз и т. д. (табл. 1). Безусловным экономическим лидером в
макрорегионе является Санкт-Петербург. Регионы Северо-Запада с различной степенью успеха преодолевают
экономический кризис (графики 2-4). Если промышленное производство в последние два
года выросло во всех регионах, а в Ненецком автономном округе
даже превысило уровень 1991 года, то рост сельскохозяйственного производства выражен
не столь однозначно и повсеместно, а реальные денежные доходы населения
в большинстве регионов так и не достигли уровня докризисного 1997
года, не говоря уже о предреформенном уровне. Инвестиционный климат в
регионах Северо-ЗападаВследствие своего географического положения Северо-Запад является заведомо более привлекательным
для инвесторов, особенно иностранных, что подтверждается его повышенной долей в
общем объеме отечественных и иностранных инвестиций по сравнению с важнейшими
социально-экономическими показателями (график 1). Согласно результатам инвестиционного рейтинга регионов России,
проводимого Рейтинговым агентством "Эксперт-РА", регионы Северо-Запада, за исключением Санкт-Петербурга, имеют
инвестиционный потенциал ниже среднего в расчете на один российский регион.
С другой стороны, в девяти из одиннадцати регионов Северо-Запада инвестиционный
риск ниже среднероссийского уровня (график 5 и табл. 2 и
6). Низкий потенциал и низкий риск являются отличительной особенностью регионов
Северо-Запада, а Новгородская, Калининградская области и Ненецкий автономный округ по
результатам последнего рейтинга вошли в число десяти наименее рисковых регионов
России (табл. 3). Поэтому основной задачей здесь является наращивание их
инвестиционного потенциала, возможностей и мест привлечения инвесторов, а также их
последующего ресурсного обеспечения (территория, инфраструктура, трудовые ресурсы). В принципе, власти
субъектов федерации понимают эту задачу: за последний год регионы Северо-Запада
"продвинулись" в рейтинге инвестиционного риска в среднем на 1,5 места,
а в рейтинге потенциала - на 2,5 места (таблица 4).
В большинстве регионов продолжается работа по совершенствованию законодательной базы инвестирования
(табл. 5), а законодательство Новгородской области можно считать модельным для
других регионов России. Особенно благоприятными считают условия в регионах Северо-Запада
иностранные инвесторы. Не случайно Ленинградская область и Санкт-Петербург - одни
из лидеров в России по привлечению прямых иностранных инвестиций в
течение целого ряда лет (график 5). По общему объему прямых
иностранных инвестиций на душу населения в макрорегионе выделяются Ленинградская, Мурманская,
Новгородская области, Санкт-Петербург и Республика Коми (график 6). В 2000
году начался усиленный приток иностранных инвестиций в Калининградскую, Вологодскую области
и в Карелию. Интенсивная деятельность иностранных инвесторов активизирует деятельность и
отечественных (график 7). В семи регионах Северо-Запада среднедушевые объемы капитальных
вложений в экономику превышают среднероссийский уровень. Такие тенденции в инвестиционной
деятельности создают хороший задел для нового экономического старта Северо-Запада. Направления
развития Северо-ЗападаДля дальнейшего развития Северо-Запада и повышения его инвестиционной привлекательности
необходимо не только дать дополнительный импульс существующим программам международного сотрудничества
("Баренцрегион", Балтийское сотрудничество), но и выработать принципиально новые предложения и
программы. Так, создание современной транспортной инфраструктуры Северо-Запада и продление ее
через Москву в Поволжье, на юг России, на Урал и
далее - в Западную Сибирь позволит скрепить единым инфраструктурным каркасом
подавляющую часть экономически освоенной территории России, облегчит возможности выхода российской
продукции на мировой рынок. Это позволит, в частности, решить проблему
организации добычи природных ресурсов арктического побережья и их транспортировки как
на восток, так и на запад, которая пока не имеет
удовлетворительного решения. Необходимо также найти приемлемые решения по организации международного
транзитного сообщения по Северному морскому пути, сокращающему путь из Северной
Европы в страны АТР на 15-20 суток. Поэтому экономика Северо-Запада
России должна быть реструктурирована, исходя из функций этого макрорегиона в
общероссийском и европейском разделении труда. Это значит, что здесь целесообразно
и наиболее перспективно развивать производства "на стыке" использования российских ресурсов,
транспортируемых из глубинных районов страны и отечественных и западных современных
технологий. То есть российский Северо-Запад должен "перехватить" значительную часть тех
экономических преимуществ, которые пытаются использовать приграничные страны. Отдел региональных рейтингов
Рейтингового агентства "Эксперт-РА"
|