Президент компании «Транснефть» Семен Вайншток в интервью «Росбалту» впервые заявил,
что нефтепровод Западная Сибирь — Тимано-Печора — Мурманск может быть
построен без участия нефтяных компаний. Для справки. В конце 2002 года
нефтяные компании подписали с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым декларацию
о намерениях строительства трубопровода Западная Сибирь — Тимано-Печора — Мурманск.
Предположительная мощность трубопровода может составить 80 миллионов тонн нефти в
год. Рассматривались два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь — Ухта
— Мурманск, протяженностью 3,6 тысячи километров, и Западная Сибирь —
Уса — Мурманск (через Белое море), протяженностью 2,5 тысячи километров.
Строительство трубопровода планировалось на 2004-2007 годы, ввод в действие —
в 2007 году. Участники проекта предполагали самостоятельно устанавливать тарифы на
прокачку нефти и регулировать доступ к трубопроводу. Между тем, до
сих пор все магистральные нефтепроводы в России принадлежали государству и
эксплуатировались компанией «Транснефть», в которой 100 процентов голосующих акций находится
в руках Министерства имущественных отношений РФ. «Транснефть» регулировала отношения с
нефтедобывающими компаниями с помощью тарифов, в том числе льготных. В
январе 2003 года Михаил Касьянов, будучи в Мурманске, заявил, что
эта ситуация меняться не будет: степень возможного участия инвесторов-нефтяных компаний
при строительстве трубопроводов будет учитываться при формировании тарифов на прокачку
нефти. - Семен Михайлович, несмотря на категорическое заявление председателя правительства России
Михаила Касьянова о том, что частных нефтепроводов в России не
будет, в печати продолжают появляться сообщения о том, что переговоры
между государством и нефтяными компаниями по этому поводу продолжаются... -
Этот разговор начался пару месяцев назад в связи с идеей
крупнейших российских нефтяных компаний — ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз»
совместно строить трубопровод Западная Сибирь — Тимано-Печора — Мурманск. Сама
по себе идея, безусловно, хороша, но как ее реализовать? Речь
идет о вложении в строительство 6-7 млрд. долларов — соответственно,
даже до начала проектных работ должны быть проведены очень тщательные
расчеты. Между прочим, идея строительства трубопровода Баку-Джейхан прорабатывалась девять лет! Я
не хочу сказать, что у «мурманского» проекта такая же судьба,
но необходимо полтора-два года, чтобы его серьезно проработать. Существует несколько вариантов
прокладки трубы, один из которых, например, предполагает провести трубу по
дну Белого моря. Это довольно трудоемко, и прежде, чем ввязаться
в такой проект, надо внимательно посмотреть, через сколько лет он
окупится и насколько это выгодно. Какие суда смогут забирать нефть в
Мурманске и везти ее дальше в Европу и США? Насколько
этот трубопровод впишется в карту российских трубопроводов в целом? Кому
он будет мешать или какую ветку разгрузит? Географам, гидрографам, экономистам —
самым разным специалистам необходимо время для того, чтобы внимательно изучить
идею и превратить ее в расчеты. В конце концов, надо
будет все это свести воедино, и только потом можно говорить
о реальности или бесперспективности проекта. - Можно ли сказать, что сейчас
специалисты «Транснефти» и нефтяных компаний совместно обсуждают мурманскую идею? -
Этот трубопровод может быть построен и без участия нефтяных компаний. -
Но ведь это их идея! - Это идея американцев, которая
была высказана еще в 60-ых годах прошлого века. Тогда проект
назывался «Северные ворота», однако советские специалисты его отвергли в силу
многих причин, в том числе, наверное, и политических. Однако с
экономической точки зрения идея, безусловно, здравая и, возможно, сейчас настало
время для ее реализации. Но хочу подчеркнуть, что решение об
этом должно принимать правительство Российской Федерации и никто иной! А
что касается «Транснефти» — как только будет дана команда правительства,
мы готовы включиться в работу. Кроме того, я убежден, что
в строительство трубопроводов не должно быть вложено ни копейки бюджетных
денег. Сегодня «Транснефть» строит несколько трубопроводов на общую сумму около
1 млрд. долларов, но ни копейки не было взято из
бюджета! Компания обременена кредитными обязательствами на 130 млн. долларов —
это не так много, и мы ведем переговоры с несколькими
банками, как российскими, так и зарубежными, о новом кредитовании. Речь
идет о долгосрочных кредитах — более, чем на 5 лет
с разумной процентной ставкой. Конечно, не обо всем удается договориться
сразу, но на то и существует переговорный процесс... Принципиальной поддержкой банков
«Транснефть» уже заручилась, поэтому я уверенно заявляю о готовности компании
к новым поручениям правительства. — Сейчас активно обсуждается вопрос строительства сразу
нескольких трубопроводов на Дальнем Востоке : Ангарск — Дацин (для
экспорта нефти в Китай) и Ангарск- Находка (для экспорта в
Японию)... - Может быть, будет два отдельных трубопровода, может быть,
они будут объединены в общий проект. Вопрос на самом деле
находится в стадии обсуждения в российском правительстве и соответствующих министерствах,
поэтому мне бы не хотелось сейчас комментировать ситуацию Могу лишь
повторить: «Транснефть» готова приступить к выполнению любого решения государства. - В
частности, по строительству третьей очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-3)? -
Да. Думаю, в марте соответствующее решение будет принято, и наши
специалисты сразу приступят к проектированию. Идея БТС-3 перечеркивает проект строительства
второй очереди трубопроводной системы. Предполагается, что БТС-3 будет перекачивать 30
млн. т нефти в год и вместе с действующей сейчас
БТС-1 суммарная мощность системы составит 42 млн. т нефти в
год. Запланированная протяженность БТС-3 будет 708 км от Ярославля до
Приморска (Ленобласть), объем трубы 1020 мм, что позволит при необходимости
увеличить прокачку нефти с 30 млн. т в год до
35 млн. т. Мы в рекордно короткие сроки — всего
за год! — построили БТС-1, но БТС-3, надеюсь, построим еще
быстрее. -------------------------------------------------------------------------------- Для справки. Первая очередь Балтийской трубопроводной системы была введена
в эксплуатацию в конце декабря 2001 года. Стоимость этого проекта
составила 460,2 млн. долларов. Первая очередь БТС позволяет переваливать 12
млн. тонн нефти в год. БТС обеспечивает экспорт нефти из
Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Развитие БТС предусматривает
расширение пропускных способностей порта Приморск (Ленобласть). -------------------------------------------------------------------------------- - И все-таки нефтяные компании
не хотят отказываться от идеи частных трубопроводов. На днях прозвучало
предложение возродить соответствующий законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении
еще в 2000 году. - Нефтяные компании не умеют ни
проектировать, ни строить, ни эксплуатировать нефтепроводы. У них нет для
этого ни соответствующих специалистов, ни опыта. Поверьте, я имею право
так говорить, потому что много лет проработал именно в нефтяных
компаниях и хорошо представляю, что умеют нефтянники. Они добывают нефть
и превращают ее в нефтепродукты — вот пусть этим и
занимаются. А магистральные трубопроводы — это дело государства. Мы же не
сдаем в аренду государственную границу, правильно? Так почему же мы
должны отдавать трубопроводы?.. Спрашивала Оксана Чернышева, ИА «Росбалт» Для справки: Открытое акционерное
общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» учреждено в соответствии
c указом Президента Российской Федерации N 1403 от 17 ноября
1992 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа
1993 года N 810, и является правопреемником Главного производственного управления
по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. Учредитель —
Правительство Российской Федерации. Основные направления деятельности — перекачка, координация и управление
транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам на нефтеперерабатывающие предприятия России и
за ее пределы; профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефтепроводах;
координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных нефтепроводов и других
объектов нефтепроводного транспорта: привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения
и реконструкции акционерных обществ, входящих в компанию и др. «Транснефть» эксплуатирует
48,61 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220
мм, 336 нефтеперекачивающих станции, 849 резервуаров емкостью 13,24 млн куб
м. Компания обеспечивает транспортировку 93% добываемой в России нефти. В 2002
году в систему «Трасннефти» принято 374 млн тонн нефти, что
на 9,1 процента больше, чем в 2001 году. В 2002
году введены в эксплуатацию новые нефтепроводы — Балтийская трубопроводная система
и нефтепровод «Суходольная-Родионовская». Предполагается, что в 2003 году «Транснефть» обеспечит
транспортировку 400,5 млн. т нефти. Росбалт, 04/03/2003
|