бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
БИЗНЕС
Частный трубопровод в России — то же самое, что аренда госграницы

Президент компании «Транснефть» Семен Вайншток в интервью «Росбалту» впервые заявил, что нефтепровод Западная Сибирь — Тимано-Печора — Мурманск может быть построен без участия нефтяных компаний.

Для справки. В конце 2002 года нефтяные компании подписали с губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым декларацию о намерениях строительства трубопровода Западная Сибирь — Тимано-Печора — Мурманск. Предположительная мощность трубопровода может составить 80 миллионов тонн нефти в год. Рассматривались два варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь — Ухта — Мурманск, протяженностью 3,6 тысячи километров, и Западная Сибирь — Уса — Мурманск (через Белое море), протяженностью 2,5 тысячи километров. Строительство трубопровода планировалось на 2004-2007 годы, ввод в действие — в 2007 году.
Участники проекта предполагали самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку нефти и регулировать доступ к трубопроводу. Между тем, до сих пор все магистральные нефтепроводы в России принадлежали государству и эксплуатировались компанией «Транснефть», в которой 100 процентов голосующих акций находится в руках Министерства имущественных отношений РФ. «Транснефть» регулировала отношения с нефтедобывающими компаниями с помощью тарифов, в том числе льготных.
В январе 2003 года Михаил Касьянов, будучи в Мурманске, заявил, что эта ситуация меняться не будет: степень возможного участия инвесторов-нефтяных компаний при строительстве трубопроводов будет учитываться при формировании тарифов на прокачку нефти.

- Семен Михайлович, несмотря на категорическое заявление председателя правительства России Михаила Касьянова о том, что частных нефтепроводов в России не будет, в печати продолжают появляться сообщения о том, что переговоры между государством и нефтяными компаниями по этому поводу продолжаются...

- Этот разговор начался пару месяцев назад в связи с идеей крупнейших российских нефтяных компаний — ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз» совместно строить трубопровод Западная Сибирь — Тимано-Печора — Мурманск. Сама по себе идея, безусловно, хороша, но как ее реализовать? Речь идет о вложении в строительство 6-7 млрд. долларов — соответственно, даже до начала проектных работ должны быть проведены очень тщательные расчеты.

Между прочим, идея строительства трубопровода Баку-Джейхан прорабатывалась девять лет! Я не хочу сказать, что у «мурманского» проекта такая же судьба, но необходимо полтора-два года, чтобы его серьезно проработать.
Существует несколько вариантов прокладки трубы, один из которых, например, предполагает провести трубу по дну Белого моря. Это довольно трудоемко, и прежде, чем ввязаться в такой проект, надо внимательно посмотреть, через сколько лет он окупится и насколько это выгодно.

Какие суда смогут забирать нефть в Мурманске и везти ее дальше в Европу и США? Насколько этот трубопровод впишется в карту российских трубопроводов в целом? Кому он будет мешать или какую ветку разгрузит?
Географам, гидрографам, экономистам — самым разным специалистам необходимо время для того, чтобы внимательно изучить идею и превратить ее в расчеты.
В конце концов, надо будет все это свести воедино, и только потом можно говорить о реальности или бесперспективности проекта.

- Можно ли сказать, что сейчас специалисты «Транснефти» и нефтяных компаний совместно обсуждают мурманскую идею?

- Этот трубопровод может быть построен и без участия нефтяных компаний.

- Но ведь это их идея!

- Это идея американцев, которая была высказана еще в 60-ых годах прошлого века. Тогда проект назывался «Северные ворота», однако советские специалисты его отвергли в силу многих причин, в том числе, наверное, и политических. Однако с экономической точки зрения идея, безусловно, здравая и, возможно, сейчас настало время для ее реализации. Но хочу подчеркнуть, что решение об этом должно принимать правительство Российской Федерации и никто иной!

А что касается «Транснефти» — как только будет дана команда правительства, мы готовы включиться в работу. Кроме того, я убежден, что в строительство трубопроводов не должно быть вложено ни копейки бюджетных денег. Сегодня «Транснефть» строит несколько трубопроводов на общую сумму около 1 млрд. долларов, но ни копейки не было взято из бюджета! Компания обременена кредитными обязательствами на 130 млн. долларов — это не так много, и мы ведем переговоры с несколькими банками, как российскими, так и зарубежными, о новом кредитовании.

Речь идет о долгосрочных кредитах — более, чем на 5 лет с разумной процентной ставкой. Конечно, не обо всем удается договориться сразу, но на то и существует переговорный процесс...
Принципиальной поддержкой банков «Транснефть» уже заручилась, поэтому я уверенно заявляю о готовности компании к новым поручениям правительства.

— Сейчас активно обсуждается вопрос строительства сразу нескольких трубопроводов на Дальнем Востоке : Ангарск — Дацин (для экспорта нефти в Китай) и Ангарск- Находка (для экспорта в Японию)...

- Может быть, будет два отдельных трубопровода, может быть, они будут объединены в общий проект. Вопрос на самом деле находится в стадии обсуждения в российском правительстве и соответствующих министерствах, поэтому мне бы не хотелось сейчас комментировать ситуацию Могу лишь повторить: «Транснефть» готова приступить к выполнению любого решения государства.

- В частности, по строительству третьей очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-3)?

- Да. Думаю, в марте соответствующее решение будет принято, и наши специалисты сразу приступят к проектированию. Идея БТС-3 перечеркивает проект строительства второй очереди трубопроводной системы. Предполагается, что БТС-3 будет перекачивать 30 млн. т нефти в год и вместе с действующей сейчас БТС-1 суммарная мощность системы составит 42 млн. т нефти в год. Запланированная протяженность БТС-3 будет 708 км от Ярославля до Приморска (Ленобласть), объем трубы 1020 мм, что позволит при необходимости увеличить прокачку нефти с 30 млн. т в год до 35 млн. т.

Мы в рекордно короткие сроки — всего за год! — построили БТС-1, но БТС-3, надеюсь, построим еще быстрее.

--------------------------------------------------------------------------------
Для справки. Первая очередь Балтийской трубопроводной системы была введена в эксплуатацию в конце декабря 2001 года. Стоимость этого проекта составила 460,2 млн. долларов. Первая очередь БТС позволяет переваливать 12 млн. тонн нефти в год. БТС обеспечивает экспорт нефти из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Западной Сибири и Урало-Поволжья. Развитие БТС предусматривает расширение пропускных способностей порта Приморск (Ленобласть).

--------------------------------------------------------------------------------
- И все-таки нефтяные компании не хотят отказываться от идеи частных трубопроводов. На днях прозвучало предложение возродить соответствующий законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении еще в 2000 году.
- Нефтяные компании не умеют ни проектировать, ни строить, ни эксплуатировать нефтепроводы. У них нет для этого ни соответствующих специалистов, ни опыта. Поверьте, я имею право так говорить, потому что много лет проработал именно в нефтяных компаниях и хорошо представляю, что умеют нефтянники. Они добывают нефть и превращают ее в нефтепродукты — вот пусть этим и занимаются.

А магистральные трубопроводы — это дело государства. Мы же не сдаем в аренду государственную границу, правильно? Так почему же мы должны отдавать трубопроводы?..

Спрашивала Оксана Чернышева, ИА «Росбалт»

Для справки: Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» учреждено в соответствии c указом Президента Российской Федерации N 1403 от 17 ноября 1992 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N 810, и является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР.
Учредитель — Правительство Российской Федерации.
Основные направления деятельности — перекачка, координация и управление транспортировкой нефти по магистральным нефтепроводам на нефтеперерабатывающие предприятия России и за ее пределы; профилактические, диагностические и аварийно-восстановительные работы на нефтепроводах; координация деятельности по комплексному развитию сети магистральных нефтепроводов и других объектов нефтепроводного транспорта: привлечение инвестиций для развития производственной базы, расширения и реконструкции акционерных обществ, входящих в компанию и др.

«Транснефть» эксплуатирует 48,61 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 336 нефтеперекачивающих станции, 849 резервуаров емкостью 13,24 млн куб м. Компания обеспечивает транспортировку 93% добываемой в России нефти.
В 2002 году в систему «Трасннефти» принято 374 млн тонн нефти, что на 9,1 процента больше, чем в 2001 году. В 2002 году введены в эксплуатацию новые нефтепроводы — Балтийская трубопроводная система и нефтепровод «Суходольная-Родионовская».
Предполагается, что в 2003 году «Транснефть» обеспечит транспортировку 400,5 млн. т нефти.

Росбалт, 04/03/2003

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz