бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
БИЗНЕС
GLAMOURный бизнес

Как-то совершенно незаметно в нашем городе появилось огромное количество всевозможных салонов красоты. Пройдитесь по Москве, можно даже не по престижному Центру и Западу, а по бедняцкому Востоку и Юго-Востоку: практически на каждой улице вы обнаружите что-нибудь косметическое или парикмахерское.

Посещение салонов красоты - это уже стиль жизни, они стали регулярными, почти как ежедневный поход за хлебом. И, естественно, ради таких посещений не станешь кататься на другой конец Москвы. Так предложение и идет за спросом: панельная новостройка, на первом этаже которой расположился салон красоты, уже в порядке вещей. А если район не очень новый, и коммерческих помещений не хватает - вполне может быть переоборудованная квартира на первых этажах.

Классификация

Общепринятой классификации салонов красоты еще не существует - это не офисный бизнес, где требования к категориям А, В и С прописаны и общеизвестны. Но некоторые признаки "расслоения" уже заметны. Как объясняет Андрей Гусев, генеральный директор компании "Стройжилкредит", первый уровень совсем простой - это парикмахерские, имеющие у себя 2-3 кресла и пару приспособлений для мытья головы (на профессиональном жаргоне - головомойки, что может слегка позабавить непосвященную в эти дела публику, читающую объявления о продаже салона). Набор услуг тут минимален: помимо парикмахерской, это еще маникюр-педикюр, может быть, какие-нибудь косметические маски и все.

Второй уровень - это большие салоны красоты. Там работают более квалифицированные мастера, появляется внушительный набор услуг и, следовательно, техники для их предоставления. Вообще, "водоразделом", отличающим обычную парикмахерскую от салона, является наличие солярия.

Третий уровень - практически такой же салон, но работающий по западному франчайзингу. В мире существует множество сетей, осуществляющих самые различные виды деятельности - от всем известных ресторанов "Макдоналдс" до отелей "Марриотт" и "Хайат". С салонами красоты ситуация похожая. Есть несколько сетевых фирм, активно осваивающих российский рынок. В сетевом салоне все фирменное, на любой мелочи (салфетке, полотенце, халатике) стоит торговая марка компании. Каждый сотрудник, работающий у любого аппарата, действует строго по технологии. Обязательный элемент - постоянно проводимые тренинги приезжающими "оттуда" специалистами. С одной стороны, это учеба, с другой - слегка завуалированная инспекция.

Есть и еще одна принципиально важная для потребителя деталь: постоянная поставка расходных материалов. Если у салона второго уровня все это часто покупается неизвестно где, то здесь абсолютно все фирменное. И если на уровне салфеточек и халатиков это можно считать неким пижонством, то в отношении инструментов и препаратов - жизненная необходимость. И еще клиент получает возможность в случае чего предъявить иск. С нашими салонами, конечно, тоже можно судиться, но быстро выяснится, что фирма, предоставившая услугу, - некое ТОО с 10 тыс. руб. уставного фонда, недвижимость в аренде, т.е. принадлежит совсем другому владельцу, который здесь ни при чем. В общем, даже если суд постановит, что ущерб от неграмотно проведенной косметической процедуры составляет $100 тыс., клиент этих денег никогда не дождется. А серьезная международная сеть - тут все совсем иначе...

И, наконец, четвертый уровень - там, где косметология уже соединяется с серьезной медициной, косметической хирургией. Там можно решить проблемы, связанные с коллоидными рубцами, ожогами кислотой и другие тому подобные вещи. Понятно, что таких центров немного - ходить туда, слава Богу, надо не всем и нечасто.

Недвижимость

Помещения для салонов красоты должны удовлетворять определенным требованиям. Часть из них просты и общеприняты, другие весьма специфичны.

Салончик первого уровня вполне можно организовать на площади от 40-50 кв.м. А если речь идет об аренде помещения в крупном торговом центре, то иногда хватает и 20-30 "квадратов". Для остальных категорий нужны площади внушительнее, но все равно, больше 150-200 кв.м салоны красоты бывают крайне редко. Бизнес этот изначально предполагает не массовый поток клиентов, а штучную работу; кроме того, большим преимуществом является и то, что практически не нужны подсобные помещения - работает вся площадь. Так что большой метраж ни к чему.

Что касается местоположения, то небольшие салончики "для всех" появляются, как уже говорилось, во всех районах Москвы - тут вполне применим термин "шаговая доступность", используемый обычно применительно к продовольственным магазинам. Заведения второго-третьего уровня не так вездесущи, но и они в последнее время существенно подвинулись ближе к потребителям - например, салон французской сети "Биожени" появился недавно в Перово. И, конечно, владельцы салонов красоты, как и любых коммерческих предприятий, хотят, чтобы помещения находились возле станций метро, оживленных магистралей - одним словом, чтобы добираться до них посетителям было удобно. Очень привлекательны в этом смысле помещения в крупных торговых центрах, всевозможных мегамоллах и гипермаркетах - они автоматически обеспечивают большой наплыв публики.

Исключение из этого правила составляют лишь заведения четвертого уровня, которые могут находиться вообще где угодно. Понятно, что ради столь серьезного обращения пациенты могут съездить и на другой конец города, и в другой город.

Но самые серьезные требования к недвижимости предъявляют различные контролирующие органы. Деятельность салона красоты подлежит лицензированию, и для получения лицензии нужно пройти очень серьезный контроль. Сегодня практически невозможно устроить в жилых домах сауны - против них возражает Госпожнадзор. Очень серьезные требования предъявляют органы СЭС - тут и вентиляция (причем ее нельзя заводить в общую систему дома - жильцы сойдут с ума от запаха краски для волос), и высота потолков, и освещенность, и соответствие внутренней отделки гигиеническим нормам. Фактически салон красоты - это медицинское учреждение, и предъявляемые к нему требования во многом схожи.

Для заведений уровня "повыше обычной парикмахерской" есть еще один тяжелый вопрос - электрика. Много оборудования, которое потребляет огромное количество энергии. И если речь идет о переводимой в нежилой фонд квартире на первом этаже, то можно сразу сказать, что ничего, кроме стрижки, там сделать не получится: дополнительные мощности взять неоткуда. В новостройках все эти вопросы можно решить на стадии строительства, добавить мощности, бросить дополнительные кабели. Но и в этом случае владелец помещения должен заранее решить все вопросы.

В общем, просто так взять и переоборудовать под салон красоты обычную квартиру или нежилое помещение не получится. Обратная сторона медали - если где-то подобное заведение появилось, перепрофилировать помещение под что-то иное уже не будут. Слишком велики затраты. Марина Баранник, руководитель отдела коммерческой недвижимости филиала "На Маяковской" компании "Новый город", говорит, что один из самых лучших вариантов помещения для нового салона - бывшее предприятие аналогичного профиля. Немало бывших парикмахерских были в свое время приватизированы, а затем обанкротились и были выставлены на продажу. Такое помещение идеально подготовлено, в нем есть все необходимое - плюс все окрестное население привыкло сюда ходить, значит, не нужно тратиться на рекламу. А вот решение создавать заведение с нуля - очень тяжелое, его нужно принимать только после самого тщательного анализа.

Точка зрения

Андрей ГУСЕВ, генеральный директор компании "Стройжилкредит", вице-президент РГР:

- Бизнес "на красоте" очень эффективный, что подтверждается большим количеством работающих здесь незарегистрированных частников. Думаю, они бы с удовольствием обзавелись одним креслом - как некоторые врачи-стоматологи. Но фиксация на одном месте заставит их выполнять множество формальностей малого бизнеса: бухгалтерия, отчетность, кассовый аппарат, проверки СЭС... Все это душит бизнес. Проще давать объявления в газеты или - что еще лучше - пользоваться рекомендациями старых клиентов при поиске новых.

Денис КОЛОКОЛЬНИКОВ, начальник отдела маркетинга компании "ОЛИМПИЯ":

- С развитием салонов красоты сейчас наблюдается настоящий бум, особенно высока их концентрация в новых спальных районах Москвы. Например, в Марьино таких заведений несколько десятков, встречаются дома, в которых по 5-6 (!) подобных объектов. Все это, конечно, действительно подтверждает тезис о том, что народ стал лучше жить.

Помещения под салоны красоты пользуются огромным спросом, причем независимо от месторасположения, размера и т.д. Главное - пригодность помещения по данный вид бизнеса. Обычно в центральных районах Москвы требуются помещения до 250-300 кв.м, а в спальных - гораздо меньших размеров.

Марина БАРАННИК , руководитель отдела коммерческой недвижимости филиала "На Маяковской" компании "Новый город":

- Предприниматели, занимающиеся этим бизнесом, предпочитают помещение не арендовать, а приобретать в собственность. Потому что для работы требуется огромное количество разрешительной документации, прежде всего от СЭС. Нужна особым образом выполненная внутренняя отделка - не с точки зрения роскоши, а для выполнения санитарно-гигиенических требований. Приходится завозить много дорогостоящего и громоздкого оборудования. И после всего этого будет очень обидно, если через год аренды владелец "попросит" тебя освободить помещение. Лучше понести траты на помещение раз и навсегда.

Журнал "Мир и дом"

Rambler's Top100      
Hosted by uCoz