бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
ЭКОНОМИКА
Роль трансакционных издержек в международном маркетинге

Шишлова Т.А.
Энциклопедия маркетинга

Понятие трансакционных издержек (далее ТИ), несмотря на многолетнюю историю существования, не имеет строгого канонического определения. Его предметное наполнение заметно меняется в зависимости от контекста. Как определил О.Уильямсон: "Любая проблема, которая, так или иначе, может быть сформулирована как проблема заключения контракта, может быть исследована с точки зрения трансакционных издержек". Развитие концепции ТИ привело к использованию их для широкого круга явлений. В последнее время возросло внимание к анализу ТИ со стороны маркетологов, одной из причин растущего интереса стало применение способов маркетинговых исследований в изучении ТИ. Остается, однако, нерешенной проблема слабой интегрированности анализа ТИ в решение маркетинговых проблем.

Выделяют обычно три основных источника ТИ для компаний:

  • Специфичный предмет сделки (издержки защиты информации и продукта);
  • Неопределенность внешних условий (издержки исследования рынка и управления);
  • Непредсказуемость действия контрагента (издержки сбора информации о партнере, переговоры, контроль выполнения условий сделки и т.д.).

Очевидно, что при выходе компании на международный рынок как прямые, так и альтернативные ТИ неверной адаптации и потери конкурентоспособности растут по всем трем направлениям. Опыт работы отечественных и иностранных компаний показывает, что львиная доля времени уходит на попытки связаться с партнером, сбор информации о нем. Компании предпочитают работать с ограниченным кругом хорошо знакомых партнеров.

Растущий интерес к исследованию ТИ в современной экономической науке объясняется также неожиданными для исследователей результатами анализа динамики ТИ в переходных экономиках. Известно высказывание Р.Коуза: "Если бы меня попросили показать экономическую систему, в которой трансакционные издержки не существуют, я бы назвал абсолютно коммунистическое общество". Однако, анализ динамики трансакционных издержек в постсоциалистических экономиках свидетельствует о том, что снятие ограничений на свободу рыночных трансакций, т.е. фактически на обмен прав собственности, приводят к существенному росту трансакционных издержек, который очевиден как на макроуровне при качественном анализе соотношения темпов роста (спада) долей трансформационных и трансакционных (оптовая и розничная торговля, связь, финансовые и банковские услуги, страхование и т.п.) секторов в ВВП, так и на микроуровне при анализе издержек отдельных предприятий. Заметим, что в развитых странах также происходит повышение роста удельного веса трансакционного сектора в экономике, в его основе, однако, лежат качественно иные причины (углубление специализации и разделение труда, технический прогресс, сопровождающийся увеличением размеров фирм и усиление роли правительства в отношениях с частным сектором). Процессы, происходящие в России, очевидно, прямо противоположны указанным.

Одним из способов снижения ТИ является создание эффективного правового регулирования экономических отношений агентов, основанной на четкой и однозначной спецификации прав и обязанностей сторон сделки. В случае неадекватной спецификации право само становится источником ТИ, в обществе снижается желание пользоваться правовыми нормами, компании обращаются к "теневой юстиции", растет криминализация общества.

В контексте международного маркетинга высокие ТИ означают зачастую невозможность выхода на российский рынок иностранных компаний. Например, для компаний, обладающих таким специфичным активом как товарный знак, представляющий собой ничто иное как "пучок прав", недостатки российского законодательства по охране товарных знаков имеют большое значение. Проведенное автором исследование деятельности иностранных компаний на российском рынке показало, что 54% компаний сталкивалось с нарушением прав на их товарные знаки.

Другим препятствием деятельности иностранных компаний является отсутствие эффективного правового регулирования добросовестной конкуренции. Методы конкурентной борьбы в России не требуют подробного описания. Согласно результатам опроса 74% компаний обеспокоены возможностью утечки информации от работников фирмы, 12% сталкивалось с распространением о них ложных сведений конкурентами.

Высокие ТИ вынуждают компании использовать стратегии выхода на российский рынок, построенные на жестких иерархичных связях между головной компанией и российским подразделением, что, с одной стороны, позволяет "интернализировать" ТИ, с другой - снижает возможности кооперации с российскими партнерами. В частности, в России очень слабо развита такая перспективная форма сотрудничества как международный франчайзинг, в основе которой лежит передача прав на товарный знак.

ТИ в экономике можно таким образом сравнить с силой трения в физике. Однако, если учет последних является для ученых само собой разумеющимся, то проблема учета ТИ и соображений экономической эффективности при формировании законодательства остается открытой.