бизнес
  земля
  инвестиции
  инновации
  ипотека
  консалтинг
  маркетинг
  лизинг
  менеджмент
  недвижимость
  персонал
  политика
  разное
  рекрутинг
  технологии
  финансы
  экономика
БИЗНЕС
Системы стратегического управления для бизнеса: сегодня и завтра

Александр Кочнев,генеральный директор компании ITeam

Рынок информационных систем для бизнеса предлагает сегодня разнообразный выбор решений, помогающих предприятию организовать управленческий учет, обеспечить оперативное управление производством и сбытом, осуществлять эффективное взаимодействие с заказчиками и поставщиками.

Отдельную нишу на рынке бизнес-систем занимают аналитические программные продукты, предназначенные для поддержки принятия решений на стратегическом уровне управления предприятием. Главное отличие таких инструментов от систем оперативного управления состоит в том, что последние обеспечивают управление предприятием в "режиме функционирования", то есть выполнения вполне определенной производственной программы, в то время как аналитические системы стратегического уровня помогают руководству предприятия вырабатывать решения в "режиме развития". Масштабы происходящих изменений могут быть различными от глубокой реструктуризации до частичного обновления технологий на отдельных производственных участках, но, в любом случае, лица, принимающие решения рассматривают альтернативы развития, задавая себе вопрос: "что будет, если?", от ответа на который зависит судьба предприятия в долгосрочной перспективе. Какой бы мощной и развитой ни была информационная система предприятия, она не может помочь в решении этих вопросов, во-первых, потому, что настроена на стационарные, устоявшиеся бизнес-процессы, во-вторых, в ней нет, и не может быть информации для принятия решений относительно новых областей бизнеса, новых технологий, новых организационных решений.

Спрос на аналитические системы стратегического уровня в настоящее время не превышает 2% общего оборота рынка информационных технологий. Однако в недалеком будущем ситуация коренным образом изменится. Главными действующими лицами софтверного рынка станут продукты, обеспечивающие поддержку решения стратегических задач предприятия. Нового "бума" следует ожидать на протяжении ближайших пяти лет.

Что такое системы стратегического управления для бизнеса?

Уже давно замечено, что от внедрения информационных технологий на предприятии в наименьшей степени выигрывает топ-менеджмент. Вполне понятно, почему так происходит. Внедрение автоматизированных систем управления на предприятии направлено на решение наиболее наболевших проблем: организацию учета, управление производством и т.п. Это задачи, которые решает средний уровень управления. Задачи высшего руководства - выработка стратегии. Ведь всегда остаются актуальными вопросы: то ли мы производим, тем ли мы продаем, насколько мы конкурентоспособны на рынке, насколько верно выбран путь развития предприятия? В случае отрицательного ответа на любой из этих вопросов станет очевидной бессмысленность совершенствования производства, обеспечивающего выпуск продукции, у которой нет перспективы на рынке.

Стратегическое управление - это цепь, состоящая из четырех ключевых звеньев:

1. Стратегическая диагностика. Для принятия стратегических решений необходим точный диагноз не только финансово-экономического состояния предприятия, но и его положения на рынке.
2. Выбор стратегических целей. Цели возникают как компромисс возможностей, ограничений и амбиций, а затем проверяются на "прочность". При этом проводится анализ стратегических альтернатив, оценка выгод и рисков, связанных с реализацией той или иной стратегии.
3. Стратегическое планирование. Между текущим состоянием и тем положением, которое компания стремится достичь, существует разрыв, который заполняется стратегическими проектами, обеспечивающими проведение изменений, ведущих компанию к намеченной цели.
4. Стратегический контроллинг. Топ-менеджмент компании должен иметь возможность отслеживать по ключевым показателям процесс выполнения стратегии и, в случае необходимости, корректировать стратегические планы или пересматривать стратегические цели. Данные контроллинга служат индикаторами для диагностики состояния предприятия. Таким образом, цепь замыкается, обеспечивая непрерывность процесса стратегического управления.

Уместно следующее определение: системы стратегического управления - это аналитические информационные системы, поддерживающие решение ключевых задач стратегического управления компанией.

Много ли существует компаний, в которых поставлен стратегический менеджмент? Отрицательный ответ объясняет причину относительно низкого спроса на такие инструменты управления в настоящее время. Тем не мене, достаточно много организаций решают задачи стратегического управления "фрагментарно". Им необходимы средства диагностики и инструменты для обоснования тех или иных стратегических решений. Поэтому спрос на аналитические системы стратегического уровня существует и неуклонно растет, превышая темпы роста остального софтверного рынка.

Позиционирование систем стратегического управления

За рамками настоящего обзора остаются аналитические модули MRP-ERP систем, которые, в принципе, решают финансово-аналитические задачи. Однако рассматривать их как "самостоятельных" участников рынка аналитических продуктов было бы неверно, поскольку такие модули являются неотъемлемой частью этих систем. Кроме того, возможности аналитических модулей "больших" систем принципиально ограничены их тесной связью с бизнес-процессами, заложенными в системе управления. Это исключает возможность их применения для анализа стратегических альтернатив, содержащих фундаментально различные бизнес-процессы, или в которых бизнес-процессы вообще не формализованы. Например, трудно предположить, чтобы кто-либо использ